Минское городское соглашение 2017-2019
Тел/Факс (17) 223-99-20
Тел/Факс (17) 223-99-20

Минский городской исполнительный комитет (далее - Исполком), Минское городское объединение организаций профсоюзов от лица

организационных структур отраслевых профсоюзов и организаций (далее - Профсоюзы), Республиканская ассоциация предприятий промышленности «БелАПП» от лица нанимателей (далее - Наниматели), именуемые в дальнейшем Сторонами, руководствуясь интересами жителей г. Минска, в целях создания на основе принципов социального партнерства необходимых условий для достижения параметров достойного труда, гармоничного развития видов экономической деятельности заключили настоящее соглашение (далее – Соглашение), в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Трудовым кодексом Республики Беларусь, Указами Президента Республики Беларусь от 15.07.1995 года

№ 278 «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь», от 19.07.2005 года № 327 «О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников».

Стороны в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2016-2018 годы.

Стороны принимают меры по стимулированию повышения в организациях экономической эффективности, опережающему росту производительности труда над ростом заработной платы, мотивации труда, укреплению дисциплины, охраны труда на производстве.

Минский городской Совет по трудовым и социальным вопросам обеспечивает реализацию Соглашения и разрешает возникающие в ходе его выполнения разногласия.

Принятые Сторонами показатели, размеры минимальных социальных стандартов, а также суммы средств, направляемых на реализацию Соглашения, ежегодно включаются в проект бюджета города Минска, вносимый на утверждение сессии Минского городского Совета депутатов.

 

 

 

 

Сфера  и  срок  действия  Соглашения

 

         Соглашение устанавливает минимальные трудовые, социально-экономические гарантии и льготы, направленные на улучшение социального положения и повышение жизненного уровня работников и служит основой для заключения коллективных договоров, то есть соответствующие положения Соглашения реализуются через коллективные договоры, заключенные в соответствии с законодательством и по вопросам, относящимся к компетенции сторон.

         Коллективные договоры могут содержать более льготные по сравнению с Соглашением трудовые и социально-экономические условия.

Приложениями к коллективному договору организации могут быть положения: об оплате труда и премировании работников, о предоставлении дополнительных отпусков (за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы, ненормированный рабочий день, продолжительный стаж работы), о дополнительном поощрительном отпуске, о предоставлении социального отпуска (в связи с обучением, а также по уважительным причинам личного и семейного характера).

Соглашение вступает в силу с момента подписания и действует до момента вступления в действие нового, но не более 3-х лет. Условия
Соглашения могут быть изменены только по соглашению Сторон.

         Его действие распространяется на нанимателей и работников-членов профсоюзов организаций города, от имени которых оно заключено, избранных профсоюзных работников, освобожденных от производственной работы и других работников организаций,
получивших согласие профсоюзных комитетов на защиту их прав.

Ни одна из Сторон не может в одностороннем порядке изменить
содержание и срок исполнения принятых на себя обязательств, ход
выполнения Соглашения рассматривается Сторонами и Минским
городским советом по трудовым и социальным вопросам.

Изменения в наименовании Сторон не влекут за собой прекращения действия настоящего Соглашения. В случае их реорганизации, в период действия Соглашения, его выполнение обязательно для правопреемника в течение срока, на который оно было заключено, если стороны не примут иного решения.

Стороны обязуются регулярно информировать минчан о ходе реализации Соглашения.

Стороны договорились заключать коллективные договоры во всех организациях, где действуют профсоюзные комитеты.

Наниматели стремятся включать в коллективные договоры обязательства, с учетом финансовых возможностей, предусмотренные в «социальном пакете» разработанном Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Коллективные договоры и трудовые договоры (контракты) в организациях независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, не могут ухудшать социально-экономическое положение работников, гарантированное городским соглашением.

 

I.                  РАЗВИТИЕ  ПРОМЫШЛЕННОСТИ,  СФЕРЫ  УСЛУГ И

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

         Стороны пришли к единому пониманию и признанию того, что главной стратегической целью социально-экономического развития является повышение уровня и качества жизни населения г. Минска, основанное на эффективной экономике, способной привлекать инвестиции, создавать высокопроизводительные места и условия для повышения профессионализма, конкурентоспособности работников на рынке труда. 

 

СТОРОНЫ  ОБЯЗУЮТСЯ:

 

1.1. ежегодно обеспечивать реализацию мероприятий Минского
городского исполнительного комитета по достижению параметров
прогноза социально-экономического развития г. Минска в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы;

1.2. в пределах своей компетенции осуществлять меры, направленные на реализацию целевых государственных программ, и контролируют их исполнение;

1.3. участвовать в работе по поддержке городских товаропроизводителей всех форм собственности, информировать минчан о результатах работы;

1.4. не допускать ограничения свободной реализации товаров отечественного производства на территории г. Минска;

         1.5. обеспечивать обязательное исполнение минимальных социальных стандартов по обслуживанию населения;

1.6. оказывать содействие организациям города в реализации
инвестиционных программ и проектов, направленных на техническое
перевооружение, развитие производств на основе новых и высоких технологий, ориентированных на выпуск наукоемкой и конкурентоспособной продукции (работ, услуг), обеспечивающих стабилизацию финансового положения коллективов;

1.7. повышать уровень конкурентоспособности экономики на основе структурной перестройки, технико-технологического перевооружения и реструктуризации производства с минимизацией негативных социальных последствий, в том числе обеспечивать максимально возможную занятость работников и достойный уровень оплаты труда, путем применения в процессе модернизации организаций методики проведения социально ответственной реструктуризации;

1.8. анализировать производственно-хозяйственную деятельность убыточных организаций, оказывать необходимую помощь в улучшении экономического положения и обеспечении стабильной социальной
обстановки в данных коллективах;

         1.9. контролировать правильность формирования и применения
тарифов на оказываемые населению услуги по системе государственных минимальных социальных стандартов;

         1.10. добиваться реализации мероприятий по стимулированию энергосбережения, рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов;

1.11. обеспечивать создание новых и сохранение действующих
рабочих мест за счет оказания государственной финансовой поддержки
субъектам малого предпринимательства с участием профсоюза «Садружнасць». Содействовать мобилизации членов трудовых коллективов на успешную реализацию мероприятий и мер, направленных на повышение эффективности производства, укрепление технологической и трудовой дисциплины в свете реализации требований Директив Президента Республики Беларусь № 1, № 2, № 3, № 4.

 

ИСПОЛКОМ:

 

1.12. подводит итоги работы районов города, вносит предложения по поощрению районов и отдельных организаций, добившихся лучших
результатов работы, совместно с профсоюзами;

1.13. устанавливает контроль обеспечения эффективной работы
организаций и выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития города;

1.14. анализирует производственно – хозяйственную деятельность убыточных организаций, регулярно рассматривает обоснованность мер, принимаемых ими по выходу из кризиса;

1.15. принимает действенные меры по реформированию организаций коммунальной формы собственности, прежде всего, неэффективно работающих, проводит реструктурирование долгов этих организаций, содействует занятости высвобождаемых работников;

1.16. вносит предложения по совершенствованию работы убыточных и экономически несостоятельных коммунальных и градообразующих
организаций по результатам оценки их финансового положения, совместно с представителями профсоюзов города в пределах своей компетенции;

1.17. принимает решения затрагивающие интересы индивидуальных предпринимателей, в целях совершенствования мелкорозничной торговли и обслуживания населения пассажирским транспортом, после обсуждений их с участием органов управления, представителей индивидуальных предпринимателей и профсоюза «Садружнасць»;

1.18. разрабатывает основные направления развития производства потребительских товаров и сферы услуг, доводит перечень новых видов товаров, рекомендуемых для освоения их производства;

1.19. обеспечивает своевременность расчетов по закупкам товаров, работ и услуг, осуществляемых в соответствии с действующим законодательством в пределах бюджетного финансирования;

1.20. информирует профсоюзы об организациях, подлежащих приватизации, реорганизации и продаже.

 

НАНИМАТЕЛИ И ПРОФСОЮЗЫ:

 

1.21. не допускают убытков от хозяйственной деятельности, обеспечивают загрузку работающих и выплату заработной платы;

1.22. несут ответственность за качественный, эффективный и безопасный труд коллектива, снижение издержек производства, укрепление трудовой и производственной дисциплины и сохранность государственной собственности;

1.23. содействуют развитию трудового соперничества в коллективах, обеспечивают проведение смотров и конкурсов профессионального
мастерства;

1.24. направляют часть прибыли,  остающейся в распоряжении
организации, на финансирование социальных расходов;

1.25. обобщают и распространяют опыт работы профсоюзных
комитетов и нанимателей по повышению заинтересованности и ответственности коллективов и работников в качественном, производительном и безопасном труде, снижении издержек производства, укреплении трудовой и производственной дисциплины;

1.26. участвуют в разработке и содействуют реализации программ социально-экономического развития, государственной поддержки малого и среднего бизнеса в г. Минске;

1.27. участвуют в подготовке решений Минского городского
исполнительного комитета по социально значимым вопросам;

1.28. изучают экономическое положение организаций и социальную обстановку в коллективах.

 

  1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

 

         В целях обеспечения гарантий занятости населения города, развития трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики и реализации согласованной политики на рынке труда

 

СТОРОНЫ ОБЯЗУЮТСЯ:

 

         2.1. в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями) осуществлять согласованные мероприятия по обеспечению занятости населения; 

2.2. разрабатывать в установленном порядке городские Мероприятия по выполнению задач подпрограммы «Содействие занятости населения» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы»;

2.3. содействовать в трудоустройстве безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и неспособных на равных условиях конкурировать на рынке труда, в том числе в счет установленной нанимателями брони для приема на работу граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии в области содействия занятости населения.

Своевременно (не позднее, чем за два месяца) до высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников;

2.4. разрабатывать на основе взаимных договоренностей и консультаций мероприятия, направленные на содействие занятости и
социальной защиты работников организаций в случае угрозы проведения на них массовых сокращений;

2.5.в случаях предполагаемого высвобождения в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидации организации размещать информацию об услугах государственной службы занятости и проводить информационно-разъяснительную работу о возможностях трудоустройства, обучения по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда города и оказывать содействие в трудоустройстве или переобучении;

2.6. в организациях и на предприятиях ежегодно проводить конкурсы профессионального мастерства, организовывать соревнование в трудовых коллективах и предусматривать на эти цели денежные средства;

2.7. для повышения престижа массовых профессий и квалификации работников, ежегодно проводить городской конкурс профессионального мастерства «Минский мастер»;

2.8. обеспечивать высвобождаемым работникам организаций–банкротов или продаваемых с сохранением юридического лица, преимущественное право трудоустройства, не менее чем 50% рабочих мест, вновь образуемых на базе имущества и площадях ликвидируемых организаций;

2.9.не допускать в г. Минске роста уровня официальной безработицы выше  2,0 процентов от экономически активного населения;

2.10.осуществлять мониторинг рынка труда, в том числе мониторинг использования рабочего времени на производстве, принимать меры по недопущению вынужденного неполного рабочего времени;

2.11. принимать меры по сохранению и укреплению существующей базы профессионального обучения и повышению квалификации в организациях города;

2.12. обеспечивать публикации в средствах массовой информации и на официальных сайтах сторон социального партнерства данные о состоянии рынка труда и безработицы.

 

ИСПОЛКОМ:

 

2.13. информирует Минское городское объединение организаций профсоюзов о государственных, а также имеющих долю государственной собственности в уставном фонде неплатежеспособных организациях,
оказавшихся под угрозой банкротства;

2.14. контролирует эффективность использования бюджетных средств, выделяемых субъектам малого предпринимательства;

2.15. обеспечивает паритетное участие профсоюзов и нанимателей  в  разработке проектов затрат на реализацию социально значимых программ и осуществление контроля над их расходованием;

2.16. информирует профсоюзы и нанимателей о состоянии рынка труда;

2.17. представляет незанятому населению информацию о наличии свободных рабочих мест, услугах по содействию занятости;

2.18. ежеквартально представляет профсоюзам аналитическую информацию о состоянии рынка труда и зарегистрированной безработице;

2.19. осуществляет закупки продукции для городских нужд в первую очередь в организациях города в соответствии с действующим законодательством;

2.20. обеспечивает установление нанимателям брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; обеспечивает финансирование из средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, передаваемых в бюджет города, мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности и на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов.    

 

НАНИМАТЕЛИ:

 

         2.21.не допускают подмены трудовых отношений заключением договоров гражданско-правового характера на выполнение работ, которые согласно законодательству о труде, должны осуществляться на основании трудового договора;

2.22. при реорганизации или смене собственника имущества в организации, правопреемник сохраняет рабочие места беременным женщинам, одиноким матерям (отцам) с ребенком в возрасте до 16-ти лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;

2.23. осуществляют привлечение и использование иностранной
рабочей силы с учетом мнения профсоюзов;

2.24.предоставляют сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет собственных средств, если это предусмотрено локальными нормативными правовыми актами или трудовым договором;

2.25.своевременно (не позднее чем за три месяца) представляют в органы по труду, занятости и социальной защите и профсоюз письменную информацию о возможных массовых высвобождениях работников (категории и численность работников, которых они могут коснуться, сроки, в течение которых намечено их осуществить), производимых в порядке, установленном законодательством. Критерии массового высвобождения работников определяются Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь. Совместно разрабатывают меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению;

2.26. предоставляют высвобождаемым работникам возможность
переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения
трудового договора;

2.27. осуществляют ликвидацию организаций, изменение форм
собственности, влекущие за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, только после предварительного  уведомления, не позднее, чем за 3 месяца, соответствующих профсоюзов, управление занятости населения комитета по труду, занятости и социальной защите
Мингорисполкома и проведения с ними обсуждения данной проблемы;

2.28. предоставляют работнику, в случае его предупреждения об увольнении по сокращению численности (или штата), для поиска нового рабочего места, в последний месяц перед увольнением, один свободный день в неделю с сохранением средней заработной платы;

2.29.письменно уведомляют органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение пяти дней со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты. При этом запрещается указывать дискриминационные условия в сведениях об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях);

2.30. создают рабочие места для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя;

2.31. соблюдают положения действующего коллективного договора до принятия новогона всех стадиях изменения формы собственности
организации;

2.32.в коллективных договорах могут предусматривать:

2.32.1. выплату выходного пособия в размере среднемесячной заработной платы при расторжении трудового договора с работником, в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора;

2.32.2. мероприятия, направленные на сохранение, увеличение объемов работ, услуг, числа рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им льгот и компенсаций;

2.32.3. условия по оплате труда и дополнительные дни отпуска работникам, переведенным с контракта на бессрочный трудовой договор;

2.32.4. сохранение за работниками, уволенными по сокращению численности или штата, ранее полученного право пользования оздоровительными и медицинскими учреждениями, принадлежащими организации – на период нахождения на учете и получения пособия по безработице в службе занятости.

 

 

 

 

 

В сфере контрактной формы найма

 

2.33.реализуют нормы подпункта 2.5 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет) в части повышения тарифной ставки (оклада) и предоставлении дополнительных дней отпуска работникам при применении контрактной формы найма;

2.34. обеспечивают, в согласованном с профсоюзным комитетом порядке, участие представителя профсоюза в обсуждении условий контракта нанимателя и работника, являющегося членом профсоюза;

2.35. в случае окончания срока трудового договора у женщин (отцов, опекунов) во время нахождения их в отпуске по беременности и родам, а также имеющих детей в возрасте до трех лет, трудовые отношения с ними продлеваются, с их согласия, до достижения ребенком возраста пяти лет;

         2.36. не допускают увольнения по сокращению численности или штата работников, а также расторжения срочных трудовых договоров при истечении сроков их действия с работниками за три года и менее до достижения ими пенсионного возраста;

         2.37.предоставляют преимущественное право (при прочих равных условиях) на оставление на работе при сокращении численности или штата работников следующим категориям работников, не допускающим нарушений трудовой и исполнительской дисциплины:

         имеющим неполную семью (ст. 63 Кодекса о браке и семье);

         воспитывающим детей-инвалидов;

         на иждивении которых находятся несовершеннолетние дети;

         имеющим троих и более детей;

         одному из двух работающих в организации родителей, имеющих несовершеннолетних детей;

         2.38. не допускают досрочного расторжения трудовых договоров по инициативе нанимателей с работниками, получившими на предприятии профессиональные заболевания или трудовые увечья, беременными женщинами и женщинами, имеющими детей в возрасте до 5 лет, кроме нарушителей трудовой и  производственной дисциплины;

2.39. переводят работников на контракты лишь при действительном наличии производственных, организационных, экономических причин, и если такие отсутствуют, то не допускают увольнения работников по пункту 5 статьи 35 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) в случае отказа их от перехода на контрактную форму найма. Обеспечивают расторжение срочного трудового договора (контракта) досрочно по требованию работника в соответствии со статьей 41 ТК. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12.04.2000 г. № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29» (с изменениями и дополнениями) предоставляют работникам, добросовестно отработавшим на условиях контракта 5 лет право выбора формы найма (контракт или бессрочный трудовой договор) на период  дальнейшей работы;

2.40. предупреждают работников, не позднее, чем за один месяц до истечения срока трудового договора, о не продлении (продлении) с ним трудовых отношений (контрактов). Одновременно с уведомлением о намерении нанимателя перевести работника на контракт или заключить с ним новый вручают работнику проект контракта;

2.41. осуществляют досрочное расторжение контракта по требованию работника в случае его болезни и инвалидности, препятствующей выполнению работы по контракту, достижения общеустановленного пенсионного возраста, переезда на постоянное место жительства в другой населенный пункт, необходимости ухода за больным членом семьи, перевода одного из супругов на работу (военную службу) в другую местность, в связи с зачислением в учебное заведение для получения образования в дневной форме и по другим препятствующим выполнению работы уважительным причинам, предусмотренным законодательством и коллективным договором; 

2.42. выплачивают выходное пособие в размере не менее одного среднемесячного заработка лицам, получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание, при прекращении трудового договора (контракта) по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 6 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь;

2.43. производят выплату выходного пособия при прекращении трудовых отношений в связи с истечением срока контракта, в случае если такое решение принято нанимателем, работнику, не имеющему дисциплинарных взысканий, в размере не менее двухнедельного среднего заработка в соответствии с коллективным договором организации.

 

ПРОФСОЮЗЫ:

 

         2.44.принимают участие в разработке государственной политики в области содействия занятости населения и осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства в этой сфере;

2.45. проводят анализ итогов аттестации рабочих мест, выявляя
рабочие места с наивысшим коэффициентом текучести, совместно с нанимателями разрабатывают мероприятия по доведению условий труда на них до уровня, обеспечивающего их востребованность;

2.46. содействуют нанимателям в повышении эффективности производства, деятельности, направленной на сохранение действующих и создание новых рабочих мест, реализации других мер, позволяющих предотвратить сокращение работников;

2.47. предоставляют бесплатную консультационную и правовую
помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, представителям сторон Соглашения по вопросам занятости  и трудового законодательства;

2.48. оставляют на профсоюзном учете работников, высвобождаемых в результате сокращения численности или штата, по их желанию, до трудоустройства в других организациях с тем, чтобы они могли пользоваться правами члена профсоюза;

2.49. осуществляют контроль соблюдения требований законодательства и условий коллективного договора (соглашения);

2.50. оказывают активную помощь нанимателям в организации
системы повышения квалификации, переобучения работников в организациях.

 

III. ОПЛАТА ТРУДА И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

 

         В целях повышения уровня жизни и заработной платы, снижения бедности и социального неравенства в городе Минске

 

СТОРОНЫ ОБЯЗУЮТСЯ:

 

3.1. проводить совместную работу, направленную на обеспечение прав работников на справедливую долю вознаграждения за труд, защиту их экономических и социальных прав;

3.2. обеспечить в 2017-2019 годах темпы роста реальных денежных доходов населения, реальной и номинальной среднемесячной заработной платы по городу Минску в соответствии с показателями прогноза социально-экономического развития города;

3.3. не допускать снижения бюджетного финансирования образования и науки, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и спорта;

3.4.проводить работу по изменению системы оплаты труда работников бюджетных организаций, с учетом отраслевой специфики и результатов труда;

3.5. не допускатьснижения номинальной среднемесячной заработной платы работников к предыдущему месяцу;

3.6.обеспечить сохранение ежемесячных доплат к тарифным ставкам (окладам) работников бюджетных организаций, устанавливаемых по решению Минского городского Совета депутатов;

3.7.обеспечить сохранение повышения тарифных ставок (окладов) работникам за работу по контрактной форме найма до среднего уровня установленных повышений на 01.01.2016 г. в целом по организации;

3.8. обеспечить приближение уровня среднемесячной заработной платы работников бюджетных и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, к уровню среднемесячной заработной платы работников промышленности;

3.9. принять меры по достижению параметров прогноза социально-экономического развития г. Минска;

3.10. обеспечить приближение уровня среднемесячной заработной платы работников социального обеспечения, к уровню среднемесячной заработной платы по городу;

3.11. Не допускать случаев:

3.11.1. начисления в 2017 году заработной платы работнику, отработавшему полный рабочий месяц,  ниже 250 долларов США вэквиваленте. В 2018-2019 гг. данный размер корректировать на процент инфляции в Республике Беларусь;

3.11.2. несвоевременной выплаты заработной платы в сроки, установленные коллективными договорами, но не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным;

3.11.3. несвоевременной индексации заработной платы работников организаций и в размерах не ниже предусмотренных законодательством для бюджетных организаций. В больших размерах проводить индексацию при наличии собственных средств на эти цели в порядке, предусмотренном локальными нормативными правовыми актами организаций;

3.12. обеспечить государственный и общественный контроль за своевременностью выплаты начисленной заработной платы в организациях всех форм собственности и соблюдением нанимателями Закона Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы»;

         3.13. уведомлять работников об изменении существенных  условий труда (изменение системы оплаты труда, режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени, изменение гарантий, уменьшение размеров оплаты труда, распределение объема преподавательской работы и др.) при продолжении им работы по той же специальности, квалификации или должности, определенных в трудовом договоре, в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами по согласованию с профсоюзом за один месяц.

 

 

ИСПОЛКОМ:

 

3.14. ежемесячно публикует данные об уровне заработной платы по учитываемым статистикой отраслям экономики;

3.15. обеспечивает своевременное и в полном объеме финансирование расходов выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций коммунальной собственности г. Минска;

3.16. контролирует своевременную выплату заработной платы в
организациях города, независимо от их форм собственности;

3.17. принимает, в пределах своей компетенции, меры посохранению действующих доплат к заработной плате работникам здравоохранения, образования, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемых из городского бюджета.

 

НАНИМАТЕЛИ:

 

3.18. принимают меры по повышению качества нормирования труда в организациях всех форм собственности, за счет повышения эффективности действующих норм труда, их максимального приближения к необходимым затратам, пересмотра устаревших норм, современной их замены или обновления с использованием новейших разработок отраслевых и межотраслевых нормативных материалов;

3.19. ежемесячно обеспечивают установленный законодательством уровень начисленной минимальной заработной платы (месячной и часовой) работникам организации, в том числе работникам, которым установлен суммированный учет рабочего времени;

3.20. не допускают установления размера тарифной ставки первого разряда, ниже установленного Правительством Республики Беларусь для работников организаций, финансируемых из бюджета;

3.21. организовывают совместно с профсоюзами необходимую
информационную работу на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности в части ознакомления работников с внутренними локальными документами, коллективными договорами;

3.22. своевременно выплачивают заработную плату работникам, в том числе направляемым на работу за пределы республики, в сроки,
установленные коллективными договорами;

         3.23. создают на предприятиях и в организациях, по мере создания благоприятных макроэкономических условий, резервный фонд заработной платы в размере до 25 процентов годового фонда заработной платы в
соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.04.2000 г. № 605 «Об утверждении Положения о резервном фонде заработной платы», для обеспечения своевременной выплаты заработной платы, гарантированных и компенсационных выплат;

3.24. принимают меры по обеспечению размера средней заработной платы не ниже уровня, предусмотренного мероприятиями по реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы и настоящего Соглашения;

3.25. для коммерческих организаций минимальной гарантией оплаты труда для работников является размер заработной платы, установленный подпунктом 3.11.1. пункта 3.11. настоящего Соглашения;

3.26.при введении новых условий оплаты труда не допускать снижения размеров заработной платы работников на момент их введения;

3.27. включать в коллективные договоры, следующие положения:

3.27.1. применение в организациях, независимо от формы собственности, гибких систем оплаты труда работников, направленных на мотивацию высокопроизводительного труда; 

3.27.2. предоставление, с согласия работника отпуска с частичной оплатой, не менее 2/3 его тарифной ставки, при  временной приостановке
работ или временном уменьшении их объемов;

3.27.3.оплату простоя работникам в размере 100 процентов тарифной ставки (оклада) за весь период остановки производства в случаях простоя из-за временного отсутствия работы по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья и материалов, электроэнергии и т.д.); 

3.27.4. предоставление работнику  компенсации в виде другого дня отдыха или оплату как за работу в выходной день (не ниже чем в двойном размере), по желанию работника, при привлечении его к обязательной работе в выходные дни без его согласия в соответствии со статьей 143 ТК;

3.28. устанавливают и изменяют формы, системы, размеры оплаты труда, в том числе материального стимулирования, выплат и вознаграждений, доплат только с участием профсоюзного комитета организации, если это предусмотрено условиями коллективного договора;

3.29. выплату заработной платы из расчета не менее тарифной ставки первого разряда, установленной в организации, в случае направления нанимателем на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации в очной (дневной) форме обучения работников, не имеющих квалификации (разряда, класса, категории) по профессии, необходимой организации, принятых на работу по данной профессии без указания разряда (класса, категории) или с его указанием, названным работникам в течение периода обучения за счет средств нанимателя.

 

 

 

ПРОФСОЮЗЫ:

 

3.30. осуществляют контроль над соблюдением законодательных и иных нормативно-правовых актов по труду в соответствии с Указом
Президента Республики Беларусь от 19.07.2005 г. № 327 «О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников», в том числе участвуют в проверках выполнения нанимателями и должностными лицами условий коллективного договора в организациях независимо от форм собственности и подчиненности;

3.31. организовывают обучение и методическую помощь представителям профсоюзных комитетов занимающихся вопросами организации труда и заработной платы;

3.32. включаютв коллективные договоры вопросы нормирования, уделяя особое внимание внедрению технически обоснованных норм
трудовых затрат и своевременному их пересмотру;

3.33. рассматривают обращения членов профсоюзов по фактам нарушений в организации оплаты труда и добиваются их устранения.

IV. СОЗДАНИЕ  БЛАГОПРИЯТНЫХ
УСЛОВИЙ  ТРУДА  В  ОРГАНИЗАЦИЯХ  ГОРОДА

 

         В целях обеспечения благоприятных условий и охраны труда, повышения уровня безопасности, предотвращения причин производственного травматизма и профессионального заболевания

 

СТОРОНЫ  ОБЯЗУЮТСЯ:

 

4.1. ежегодно рассматривать вопросы охраны труда и техники безопасности, обстоятельства и причины производственных несчастных
случаев со смертельными тяжелым исходом;

4.2. осуществлять постоянный контроль экологической обстановки в районах города  и не допускать сбросов и выбросов загрязняющих
веществ в окружающую среду;

4.3. принимать меры по повышению уровня санитарного состояния и благоустройства города;

4.4. усилить разъяснительную и воспитательную работу среди населения, регулярно освещая в средствах массовой информации вопросы по профилактике производственного травматизма;

4.5. координировать работу по выполнению требований правил и норм охраны труда при строительстве, реконструкции, техническом перевооружении производственных объектов, производстве и внедрении новой техники и новых технологий, в том числе приобретенных за рубежом;

 4.6. разрабатывать совместно с представителями организаций,
другими органами государственного управления, надзора и контроля,
мероприятия по предупреждению причин производственного травматизма;

4.7. совершенствовать в организациях систему управления охраны труда, обеспечивающую идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их эффективности;

4.8. ежегодно проводить смотр-конкурс среди организаций города по вопросам охраны труда;

4.9. продолжить работу по созданию условий для обеспечения работников горячим питанием.

 

ИСПОЛКОМ:

 

4.10. координирует реализацию Государственной Программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы в г. Минске с участием заинтересованных;

4.11. координирует работу по осуществлению контроля за
аттестацией рабочих мест по условиям труда;

4.12. организовывает проверку знаний по вопросам охраны труда руководителей и членов комиссий организаций, не имеющих вышестоящих органов управления в комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда Мингорисполкома;

4.13. доводит горожанам достоверную информацию о состоянии условий охраны труда и принимаемых мерах, направленных на их улучшение через газету «Минский курьер»;

4.14. проводит совместно с профсоюзами городской смотр-конкурс на лучшую организацию работы по охране труда в организациях города Минска и обеспечивает ежегодное его бюджетное финансирование в размере не менее  2016 года (10,87 тыс. рублей).

 

НАНИМАТЕЛИ:

 

4.15. обеспечивают финансирование и реализацию предусмотренных коллективными договорами и соглашениями мероприятий по улучшению условий и охраны труда, профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников, направляя на эти цели не менее 2% от фонда оплаты труда;

4.16.осуществляют беспрепятственный допуск представителей профсоюза в организации для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, об охране труда, о профсоюзах, выполнением коллективного договора (соглашения) в форме проверок, мероприятий по наблюдению, анализу, оценке (мониторингу), иных формах, не связанных с проведением проверок, а также для расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством;

4.17. обеспечивают условия для осуществления общественного контроля техническими инспекторами труда, уполномоченными лицами по охране труда профсоюзных органов за соблюдением трудового законодательства, в том числе, нормативных правовых актов по вопросам охраны труда;

4.18. проводят необходимую подготовку организаций к зиме,
обеспечивают санитарные нормы температурного режима на рабочих
местах;

4.19. проводят обучение и проверку знаний работников по охране труда, пожарной безопасности, правилам оказания первой медицинской помощи;

4.20. осуществляют поэтапный вывод женщин из вредных и опасных условий труда, и тяжелых работ, с их согласия, не допуская при этом их увольнения, и обеспечивают их рациональное трудоустройство;

4.21. принимают меры по предотвращению вредного влияния на
окружающую среду производственных отходов, используемого и складируемого сырья и материалов;

4.22. обеспечивают проведение паспортизации и аттестации рабочих мест по условиям труда в целях комплексной оценки условий труда на конкретном рабочем месте для разработки и реализации плана мероприятий по улучшению условий труда, а также определения перечней рабочих мест по профессиям и должностям, предусмотренных коллективными договорами;

4.23. принимают участие в ежегодном городском смотре-конкурсе на лучшую организацию работы по охране труда на предприятиях;

4.24.оказывают содействие в обучении общественных инспекторов по охране труда;

4.25. обеспечивают стимулирование работников за соблюдение
требований охраны труда, трудовой и производственной дисциплины в соответствии с действующим законодательством;

4.26. информируют немедленно о каждом несчастном случае, произошедшем на производстве с тяжелым, смертельным исходом и групповом несчастном случае, произошедшим одновременно с двумя или более лицами, независимо от тяжести получения травм городской, районный в городе отдел следственного комитета по месту, где произошел несчастный случай; Минское городское управление Департамента государственной инспекции труда; городское и районное г. Минска объединения профсоюзов, городские комитеты отраслевых профсоюзов, вышестоящую организацию, а при ее отсутствии – местный исполнительный и распорядительный орган, где зарегистрирован наниматель, страхователь, наниматель потерпевшего, страховщик;

4.27. оказывают семье погибшего по вине нанимателя на производстве работника, помимо установленного законодательством возмещения ущерба, единовременную материальную помощь в размере не менее 10 годовых заработков погибшего, исчисленных по заработку за год от месяца, предшествующего несчастному случаю. Выплачиваемая материальная помощь снижается пропорционально степени вины потерпевшего, определенной в документах специального расследования по несчастному случаю; работнику, утратившему профессиональную трудоспособность в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания по вине нанимателя - выплачивают единовременную материальную помощь в размере одного среднемесячного заработка за каждый процент утраты трудоспособности.

 

НАНИМАТЕЛИ И ПРОФСОЮЗЫ:

 

4.28. включают в коллективные договоры мероприятия по охране труда. При этом общая сумма затрат на мероприятия по охране труда должна быть на уровне, установленном отраслевыми Положениями;

4.29.предусматривают в коллективных договорах создание условий для обеспечения работников горячим питанием и удешевлением его стоимости;

4.30.обязывают работников оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное уполномоченное должностное лицо нанимателя о неисправности (отсутствия) оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния здоровья;

4.31. предусматривают в коллективных договорах предоставление оплачиваемого времени лицам, уполномоченным профсоюзным комитетом, и членам комиссии для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю за состоянием и условиями охраны труда, а также меры морального и материального стимулирования за активную работу общественных инспекторов труда.

 

 

ПРОФСОЮЗЫ:

 

4.32. осуществляют, совместно с государственными органами надзора и контроля, расследования несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, выявление их причин с обязательным принятием срочных мер по их устранению;

4.33. оказывают членам профсоюзов бесплатную консультативную помощь по вопросам охраны труда;

4.34. принимают меры по улучшению работы общественных комиссий и инспекторов по охране труда, обратив особое внимание на работу в трудовых коллективах по недопущению нахождения на рабочем месте работников в нетрезвом состоянии, создающих угрозу жизни и здоровью себе и окружающим. Привлекают к ответственности членов профсоюза виновных в нарушениях правил по охране труда;

4.35. активизируют работу общественных инспекторов в проведении контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда в организациях, в том числе негосударственной формы собственности;

4.36. разрабатывают методические рекомендации профсоюзному активу города по осуществлению общественного контроля соблюдения законодательства, правил и норм по охране труда, проводят обучение профактива.

V. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, СОЗДАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ
 УСЛОВИЙ ЖИЗНИ ГОРОЖАН

 

         В целях развития комплекса мер социальной защиты населения

 

СТОРОНЫ ОБЯЗУЮТСЯ:

 

5.1. повсеместно внедрять минимальные социальные стандарты по обслуживанию населения города;

5.2.  проводить согласованную политику в области развития культуры, спорта, туризма, организации детского и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных объектов города;

5.3. принимать участие в финансировании культурно-массовых, спортивных мероприятий, проводимых для минчан в городе и на базе клубных учреждений, спортивных сооружений организаций и профсоюзов, в соответствии с законодательством;

5.4. проводить совместную работу по сохранению и развитию
загородных детских оздоровительных лагерей, баз отдыха организаций, укреплению их материально-технической базы;

5.5. осуществлять контроль за санитарно-эпидемиологической
обстановкой в детских оздоровительных лагерях в пределах своей компетенции;

5.6.принимать меры по поддержке семей, воспитывающих детей.

 

ИСПОЛКОМ:

 

5.7. осуществляет бюджетное финансирование отраслей социальной сферы и мероприятий по их развитию в соответствии с принятыми минимальными социальными стандартами и городскими целевыми программами в размерах, определенных городским бюджетом и контролирует их освоение;

5.8. осуществляет формирование социальных статей бюджета города с учетом мнения профсоюзов и нанимателей на основе совместно разрабатываемых программ с обеспечением безусловного внедрения минимальных социальных стандартов по обслуживанию населения города;

5.9. обеспечиваетобъемы финансирования клубов и центров, работающих с детьми и подростками по месту жительства, не ниже уровня минимальных социальных стандартов. При формировании проекта
бюджета 2018 года рассмотреть совместно с профсоюзами вопрос выделения бюджетных ассигнований для ежемесячного отчисления денежных средств (паевого взноса) профсоюзным организациям бюджетных организаций коммунальной формы собственности города Минска для проведения культурно-массовых, спортивных и новогодних мероприятий, пропаганды здорового образа жизни и возрождения национальной культуры, иные социально-значимые цели в размере не менее 0,15 процента от фонда заработной платы;

5.10. устанавливает оплату за коммунальные услуги и электроэнергию учреждениям культуры, физической культуры и спорта, спортивно-оздоровительным лагерям, спортивным школам, спортивным сооружениям, находящимся в ведении профсоюзов и открытых для обслуживания всего населения города, на уровне аналогичных бюджетных учреждений в пределах своей компетенции;

5.11. обеспечивает сохранение для детей школьного возраста бесплатный проезд в общественном транспорте, в пределах своей компетенции;

5.12. предусматривает частичное выделение финансовых средств из бюджета города для учреждения «Минский объединенный спортивный клуб Федерации профсоюзов Беларуси» для стабильного функционирования учебно-спортивных учреждений, спортсооружений, работающих в городе;

5.13. формирует единый календарь физкультурно-массовых и спортивных мероприятий и осуществляет их ежегодное финансирование
совместно с профсоюзами в установленном порядке;

5.14. осуществляет финансирование расходов на единовременную выплату семьям при рождении двоих и более детей в соответствии с законодательством;

5.15. производит выделение из городского бюджета субсидий предприятиям транспорта и жилищно-коммунального хозяйства на покрытие части затрат оказываемых населению услуг, не покрываемых установленными тарифами;

5.16. обеспечивает предоставление безвозмездных жилищных
субсидий для очередников на строительство и приобретение жилья в
сумме, предусматриваемой Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной год;

5.17. направляет строящиеся квартиры для граждан, состоящих на учете и нуждающихся в улучшении жилищных условий;

5.18. оказывает помощь в размещении в общежитиях города иногородних обучающихся, независимо от ведомственной принадлежности, в пределах своей компетенции;

5.19. обеспечивает инвалидов, иные категории граждан техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с Законами Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», «О ветеранах»;

5.20. оказывает финансовую поддержку за счет средств, предусмотренных на культуру сметами администраций районов самодеятельным художественным коллективам, имеющим звание «народный» или «образцовый», участвующим в городских культурно-массовых мероприятиях бесплатно;

5.21. проводит совместно с профсоюзами на долевых условиях
финансирование культурно-массовых, физкультурно-спортивных и новогодних мероприятий для жителей города, мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и возрождению национальной культуры в соответствии с законодательством;

 5.22. предоставляет бесплатное одноразовое питание в учреждениях общего среднего образования г. Минска воспитанникам детских домов семейного типа, приемных и опекунских семей, детских деревень (городков) в размере фактической стоимости питания в соответствии с денежными нормами расходов на питание, в пределах своей компетенции; 

5.23. рассматривает возможность установления льготных тарифов на перевозку организованных групп детей в каникулярный период в городе, а также к местам отдыха и обратно в пределах своей компетенции;

5.24. рассматривает совместно с заинтересованными организациями и вносит предложения об установлении сезонного снижения тарифов на проезд минчан в пригородном транспорте в пределах своей компетенции;

5.25. осуществляет финансирование расходов, не относимых на
себестоимость, по предприятиям коммунальной формы собственности, оказывающих жилищно-коммунальные и транспортные услуги населению, при отсутствии у данных предприятий прибыли от указанного вида деятельности.

НАНИМАТЕЛИ:

 

5.26. обеспечивают в соответствии с коллективными договорами
меры социальной защиты работников, членов их семей и пенсионеров;

5.27. отчисляют не менее 0,15% фонда оплаты труда профсоюзным комитетам для проведения культурно-массовых, физкультурно-спортивных и новогодних мероприятий, работы среди детей, мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и возрождению
национальной культуры в соответствии с законодательством;

5.28. в коллективных договорах могут предусматривать:

5.28.1. предоставление отпуска без сохранения заработной платы по уважительным причинам более чем на 30 календарных дней, по соглашению сторон на основании письменного заявления работника;

         5.28.2. предоставление отпуска без сохранения заработной платы или с частичным сохранением, для работников, обучающихся в учреждениях обеспечивающих получение профессионально-технического образования, среднего специального и высшего в вечерней или заочной форме его получения при отсутствии направления нанимателя;

         5.29. гарантируют сохранение места работы (должности) и среднего заработка за счет организации на время выполнения общественных
обязанностей не освобожденным профсоюзным работникам в связи:

5.29.1. с участием в коллективных переговорах;

5.29.2. с работой в комиссии по трудовым спорам;

5.29.3. с участием в проверках общественных инспекторов по охране труда;

5.29.4. с участием в качестве делегата на съездах, пленумах, конференциях, обучающих семинарах, проводимых профсоюзами;

5.29.5. с участием членов профсоюзов в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях;

5.30.вопросы реструктуризации, реорганизации, приватизации и ликвидации организаций, перепрофилирования, закрытия и отчуждения под иные цели социально-культурных объектов рассматривать с участием профсоюзов в части защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов работников.

ИСПОЛКОМ И ПРОФСОЮЗЫ:

 

5.31.обеспечивают комплекс мер по реализации государственной молодежной политики;

5.32. осуществляют контроль над обоснованностью цен и утвержденных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и услуги общественного городского транспорта;

5.33. обеспечивают адресную помощь отдельным категориям
жителей г. Минска.

 

НАНИМАТЕЛИ И ПРОФСОЮЗЫ:

 

5.34. обеспечивают социальную поддержку, в том числе материальную помощь пенсионерам, ранее работавшим в организациях в соответствии с коллективными договорами;

5.35. развивают схемы добровольного страхования дополнительных пенсий и медицинских расходов от несчастных случаев и заболеваний, в том числе за счет средств организаций добровольного дополнительного страхования в виде дополнительной пенсии работников и руководителя организации, осуществляют материальные выплаты дополнительно к пенсии заслуженным работникам и руководителям, ранее работавшим у нанимателя, с разработкой соответствующих Положений при наличии чистой прибыли на эти цели;

5.36. предусматривают в коллективных договорах мероприятия по сохранению объемов услуг, оказываемых культурно-просветительными учреждениями и спортивными сооружениями, столовыми, другими оздоровительными, социально-бытовыми объектами организаций, с учетом действующих норм и фактической численности работающих, поддержанию на должном уровне их технического состояния;

5.37. предусматривают в коллективных договорах и соглашениях проведение и финансирование из фонда организаций, профсоюзного бюджета и средств социального страхования мероприятий по созданию условий для отдыха работников, их детей и членов семей, на культурно-массовую и спортивную работы;

5.38. предусматривают в коллективных договорах размер оплаты и условия предоставления свободных от работы дней матери (отцу), воспитывающей (воспитывающему) двоих и более детей в возрасте до 16 лет, по ее (его) заявлению ежемесячно;

5.39. предусматривают в коллективных договорах выделение заемных средств, при наличии финансовых возможностей, на приобретение жилой площади для улучшения жилищных условий работников, состоящих на учете нуждающихся;

5.40. предусматривают в коллективных договорах меры стимулирования работников, которые являются членами добровольной дружины, действующей в соответствии с законодательством, выполняют другую общественную работу в интересах коллектива;

5.41. организовывают целенаправленную работу по воспитанию у членов коллективов потребности и личной ответственности за собственное здоровье. Предусматривают в коллективных договорах меры стимулирования работников, ведущих здоровый образ жизни и принимающих активное участие в культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной и спортивной жизни коллектива;

5.42.принимают участие в удешевлении путевок в детские оздоровительные лагеря для работников соответствующих организаций.

 

ПРОФСОЮЗЫ:

 

5.43. оказываютбесплатную юридическуюпомощь членам профсоюзов по социально-экономической защите населения, жилищно-бытовым вопросам;

5.44. выделяют денежные средства на оказание материальной помощи нуждающимся членам профсоюза, малообеспеченным семьям в проведении летнего оздоровления детей, новогодних праздников, проведение воспитательной, спортивно-оздоровительной и культурно-массовой работы среди работающих и их семей в установленном порядке;

5.45. организовывают обучение профсоюзного актива по трудовому и жилищному законодательству, а также социально-экономической защите трудящихся;

5.46. принимают участие в подготовке и проведении праздников
города Минска, 1-е Мая – Праздника труда (Международного Дня
солидарности трудящихся), 9-е Мая – Дня Победы в Великой Отечественной войне;

5.47. устанавливают стипендии за высокие достижения в учебе и
активное участие в работе профсоюзных организаций студентам и
учащимся учебных заведений города, находящимся на профсоюзном
обслуживании объединения;

5.48. оказывают организационную и финансовую помощь Советам ветеранов организаций, городской и районным организациям ветеранов.

 

VI.    ГАРАНТИИ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МОЛОДЕЖИ

 

         В целях создания условий для самореализации молодежи, обеспечения равных возможностей при вступлении во взрослую жизнь, создания условий для гражданского становления, нравственного, интеллектуального и физического развития граждан в возрасте до 31 года

 

СТОРОНЫ ОБЯЗУЮТСЯ:

 

6.1.содействовать развитию молодежного движения, проведению молодежных конкурсов профессионального мастерства, присвоению званий «Лучший по профессии», «Лучший молодой специалист» и других форм работы с молодежью;

6.2.способствовать созданию молодежных организаций (советы молодых специалистов, молодежные комиссии профсоюзных организаций, другие формы молодежного самоуправления);

6.3. способствовать созданию условий для повышения качества
жизни молодежи, информировать молодых граждан об их правах и
возможностях во всех сферах жизни;

6.4. обеспечивать, при участии органов образования, молодежных организаций, профсоюзов и службы занятости, при наличии возможности, временную занятость учащейся и студенческой молодежи, изъявившей желание работать в свободное от учебы время;

6.5. с целью осознанного выбора профессии и информированности молодежи о ситуации на рынке труда города рекомендовать включать в программу общеобразовательных учреждений уроки профориентации, основ социального партнерства, охраны труда;

6.6.устанавливать ежемесячные доплаты работникам из числа выпускников, получивших профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское  образование, которым место работы предоставлено путем распределения, направления на работу, в размере 1 базовой величины в течение трех лет после  окончания   срока      обязательной   отработки с учетом объема и качества выполняемых работ, проявленной инициативы   за   счет  внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности (при их наличии);

6.7.добиваться выделения работникам бюджетной сферы из числа молодых специалистов, молодых семей места в общежитиях ведомственной принадлежности по ходатайствам соответсвующих организаций.

 

ИСПОЛКОМ:

 

6.8. содействует выделению мест в общежитиях организаций для
выпускников государственных учреждений, обеспечивающих получение первого высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, направленных на работу не по месту жительства родителей, приступивших к работе в организациях здравоохранения, образования, культуры, спорта, социальной защиты, государственных архивах и архивных учреждениях, финансируемых из бюджета;

6.9. продолжает практику установления для студенческой и учащейся молодежи льготного порядка пользования в свободное от занятий время ведомственными зрелищными, культурно-просветительскими и физкультурно-оздоровительными учреждениями;

6.10. обеспечивает отдых в детских оздоровительных учреждениях
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и других категорий в соответствии с законодательством.

 

ИСПОЛКОМ И НАНИМАТЕЛИ:

 

6.11. организовывают проведение профориентационных работ с
учащимися учреждений образования;

6.12. в соответствии с действующим законодательством обеспечивают предоставление первого рабочего места выпускникам государственных учреждений, обеспечивающих получение первого высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, а также военнослужащим срочной службы, уволенным из Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Выпускникам государственных учреждений, обеспечивающих получение первого высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, после окончания учреждения образования
предоставляют за счет средств организаций, куда они направлены на
работу, отдых продолжительностью 1 календарный месяц с выплатой
денежной помощи в размере месячной стипендии, а по педагогическим специальностям выпускникам, получившим высшее и среднее специальное образование – 45 календарных дней отдыха  с оплатой из расчета месячной стипендии, профессионально-техническое образование – тарифной ставки по присвоенному разряду;

6.13. предоставляют оплачиваемые учебные отпуска работникам,
успешно обучающимся на вечерних и заочных отделениях учреждений образования, обеспечивающих получение первого высшего, среднего
специального и послевузовского образования по направлению (заявке) нанимателя либо в соответствии с заключенными с ними договорами в
размерах, определенных учебными программами;

6.14. производят ежемесячно доплату молодым специалистам, работающим вне постоянного места жительства и не обеспеченными жилыми помещениями, с целью возмещения затрат на съемное жилье, в размерах определенных коллективными договорами;

6.15. проводят в рамках Дня семьи мероприятия с молодыми
семьями, в том числе конкурсы «Мама, папа и я – дружная семья», «Семь + Я = Семья»;

6.16. обеспечивают выделение финансовых средств на выполнение программ, коллективных договоров по вопросам льгот и гарантий
молодежи;

6.17. обеспечивают своевременную подготовку находящихся на
балансе организаций, детских оздоровительных лагерей к летнему сезону.

 

НАНИМАТЕЛИ И ПРОФСОЮЗЫ:

 

6.18.способствуют вовлечению молодых специалистов в ряды членов профсоюза и содействуют в создании условий для реализации их профессиональных потребностей;

6.19. поощряют молодых специалистов, добившихся высоких результатов в труде и активно участвующих в деятельности первичной профсоюзной организации;

6.20. предусматривают с целью привлечения и закрепления молодых специалистов в коллективных договорах соответствующие разделы, положения которые позволят реализовать:

6.20.1. предоставление молодым специалистам, совмещающим работу с обучением, гарантий и льгот в соответствие с действующим законодательством;

6.20.2. создание условий для психологической и социальной стабильности молодого специалиста и укрепления авторитета институт семьи, формирования трудовых династий и института наставничества;

6.20.3. формирование условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи;

6.20.4. создание условий для раскрытия и эффективного использования личностного и профессионального потенциала молодых специалистов, развития системы профориентации и самоопределения;

6.20.5. обеспечение правовой и социальной защиты молодежи;

6.20.6. предоставление дополнительных социальных гарантий и льгот молодым специалистам и обеспечение их выполнения;

6.20.7. создание условий для организации активного досуга, в том числе спортивно-оздоровительных мероприятий для молодых специалистов и членов их семьи.

 

ПРОФСОЮЗЫ:

 

6.21. добиваются обеспечения государственной поддержки и приоритетного бюджетного финансирования работы с молодежью, плана
действий по улучшению положения детей и их прав, в вопросах развития культуры, спорта, детского и семейного отдыха;

6.22. устанавливают стипендии за высокие достижения в учебе,
активное участие в работе профсоюзных организаций, победителям олимпиад, конкурсов студентам и учащимся учебных заведений, находящихся на профсоюзном обслуживании;

6.23. в рамках благотворительной акции «Профсоюзы - детям»
ежегодно предусматривают выделение средств профсоюзного бюджета на оказание помощи детским домам, школам-интернатам, социальным
приютам, где воспитываются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также нуждающимся семьям при подготовке детей к новому учебному году.

Ежегодно в дни новогодних и рождественских праздников проводят благотворительные утренники для детей-сирот, инвалидов, детей из малообеспеченных семей;

6.24. участвуют в подготовке и проведении мероприятий по оздоровлению детей и подростков;

6.25. организуют работы Молодежных советов профсоюзных организаций;

6.26. проводят совместно с управлением спорта и туризма Мингорисполкома физкультурно-спортивные мероприятия для молодежи в рамках отраслевых и межотраслевых спартакиад.

 

VII.  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  КОНСТРУКТИВНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  И  СОЦИАЛЬНОГО  ПАРТНЕРСТВА

 

         В целях повышения эффективности взаимодействия социальных партнеров, развития гражданского общества и системы социального партнерства, на основе взаимной ответственности и реализации достигнутых договоренностей

 

СТОРОНЫ ОБЯЗУЮТСЯ:

 

         7.1.вырабатывать предложения по совершенствованию взаимодействия органов государственного управления, профессиональных союзов и объединений нанимателей;

7.2. содействовать созданию первичных профсоюзных организаций, особенно в негосударственном секторе экономики вне зависимости от форм собственности, сохранению действующей профсоюзной организации при реорганизации, смене формы собственности организации;

7.3. информировать друг друга о принимаемых решениях и нормативных актах по проблемам, включенным в соглашение, другим социально-экономическим вопросам;

7.4 обеспечивать представителям сторон возможность принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов по проблемам, не
включенным в Соглашение, но представляющим взаимный интерес;

7.5. оказывать практическую и методическую помощь при заключении коллективных договоров и соглашений на уровне отраслей, организаций города, их структурных подразделений, наделенных правами юридического лица, независимо от форм собственности;

7.6. представлять в согласованные сроки информацию по вопросам, включенным в Соглашение, после получения запроса от любой из сторон;

7.7. обеспечивать организацию соревнований среди районов и
организаций города;

7.8. способствовать предотвращению коллективных трудовых
споров;

7.9. в случае невыполнения отдельных положений Соглашения,
каждая из сторон имеет право потребовать внеочередного созыва Минского городского Совета по трудовым и социальным вопросам, чтобы
определить меру ответственности конкретного исполнителя или принять иные меры в соответствии с действующим законодательством. Срок созыва внеочередного Совета – 10 дней;

7.10. привлекать к ответственности лиц, виновных в нарушении положений, установленных Соглашением либо уклоняющихся от участия в переговорах, в рамках своих полномочий;

 7.11. разработать после подписания настоящего Соглашения каждой из Сторон, мероприятия по его выполнению в соответствии с регламентом сторон.

ИСПОЛКОМ:

 

         7.12.обеспечивает поддержку социально значимой роли профсоюзов (их объединений) и нанимателей (их объединений) в проведении согласованной социально-экономической политики и развитии социального партнерства;

7.13. обеспечивает участие представителей профсоюзов и нанимателей в работе формируемых исполкомом на уровне города, администраций районов и организаций, постоянно действующих комиссий, рассматривающих вопросы приватизации и банкротства организаций, обеспечения занятости и социальной защиты, улучшения жилищных условий населения и другие проблемы, связанные с реализацией социально-экономических интересов горожан;

7.14. предоставляет профсоюзам, их структурным подразделениям, организациям право арендовать нежилые помещения по представленному перечню в порядке и на условиях, установленных в соответствии с
законодательством Республики Беларусь;

7.15. обеспечивает заключение коллективных договоров (принятие дополнений и изменений к ним) в организациях городского подчинения на согласованных условиях и их регистрацию в установленном порядке;

7.16. Главное статистическое управление г. Минска бесплатно представляет Минскому городскому объединению организаций профсоюзов информацию по вопросам труда, заработной платы и социально-экономического развития города.

 

НАНИМАТЕЛИ:

 

         7.17.принимают меры совместно с профсоюзами, которые содействуют эффективности и конкурентоспособности производства, созданию новых рабочих мест, обеспечению оплаты труда и социальных гарантий, охраны труда и здоровья работников на производстве;

7.18. предоставляют возможность представителям профсоюза
участвовать в работе органов управления организации. Представляют профсоюзной организации информацию о финансово-экономической деятельности организации;

7.19. сохраняют среднюю заработную плату членов профсоюза, участвующих в заседаниях городского исполнительного комитета,
коллегий, комиссий, советов комитетов, управлений горисполкома и
администраций районов города, а также уполномоченных вести
переговоры по заключению, изменению и контролю за выполнением
соглашений, коллективных договоров, если, по соглашению сторон,
переговоры ведутся в рабочее время;

7.20. предоставляют возможность членам выборных профсоюзных органов с сохранением средней заработной платы, участвовать в качестве делегатов в работе съездов, конференций, пленумов, президиумов,
краткосрочной учебе, мероприятиях, проводимых в соответствии с данным Соглашением;

7.21. предоставляют освобожденным (штатным) работникам
профкомов равные права пользования всеми социальными гарантиями, предусмотренными соглашениями, коллективными договорами, как для работников организаций;

7.22. перечисляют ежемесячно в дни выплаты заработной платы на расчетные счета профсоюзных организаций и вышестоящих профсоюзных органов в полном объеме суммы взносов, удержанные из заработной платы по заявлениям членов профсоюза;

7.23. признают профсоюзные комитеты единственными представителями, уполномоченными вести коллективные переговоры, создают благоприятные условия для выполнения ими своих уставных функций, для чего,предоставляют профсоюзам, действующим в организации, в пользование необходимое для деятельности оборудование, помещения, средства связи, а также осуществляют оплату коммунальных услуг, согласно коллективным договорам и настоящему Соглашению в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь;

7.24. при избрании в состав профсоюзных органов лиц, с которыми до избрания заключены срочные трудовые договоры, срок контракта с ними продлевается на период избрания;

7.25. предоставляют общественным уполномоченным организационных структур профсоюзов, техническим и правовым инспекторам в рабочее время часы для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю за состоянием условий труда;

7.26. не допускают привлечения к дисциплинарной ответственности работников избранных в профсоюзные органы, общественных уполномоченных по охране труда и контролю над соблюдением законодательства о труде, без предварительного согласия профсоюзного органа, а председателя профкома – без предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа;

7.27. не допускают расторжение трудового договора (контракта) с работниками, избранными в состав профсоюзных органов и не освобожденными от работы, без письменного предварительного уведомления (не позднее, чем за два месяца) профсоюзного органа, членами которого они являются (за исключением случаев, вызванных виновными действиями работника), а с работниками, избранными руководителями профсоюзных органов и не освобожденными от работы, допускается только с предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа;

7.28. совместно с профсоюзами предусматривают в коллективных договорах выплату выходных пособий освобожденным от основной
работы профсоюзным работникам при увольнении их по ликвидации,
сокращению численности или штата, за счет оказания финансовой помощи профкомам;

7.29. устанавливают работникам, освобожденным от основной работы вследствие избрания их на выборные должности в профсоюзных органах, гарантии предоставления прежней или равноценной работы в организации после окончания полномочий на выборной должности в профсоюзном органе.

Социальное партнерство

Коллективные договоры

Акты законодательства

В помощь профсоюзному активу

Финансы и бух отчетность

Конкурсы

Профсоюзная отчетность

Работа с молодежью

Спортивно-массовая работа

Сборник документов и рекомендаций

Предстоящие события

 

 

 

11
декабря

"Прямая линия" Минской областной организации Профсоюза Белэнерготопгаз

 

 

 

22
декабря

Профессиональный праздник "День энергетика"

 

 

 

НАШ АДРЕС:

Республика Беларусь

г.Минск, ул.Аранская, 24

НАШИ КОНТАКТЫ:

Тел/факс: (017) 223-99-20 

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

©При любом использовании материалов активная гиперссылка на energoobkom.by обязательна.

S5 Box