Минское областное соглашение 2015-2017
Тел/Факс (17) 223-99-20
Тел/Факс (17) 223-99-20

СОГЛАШЕНИЕ

между Минским областным исполнительным комитетом, Минским областным объединением профсоюзов, Республиканской ассоциацией предприятий промышленности «БелАПП» и Минским областным агропромышленным Союзом на 2015-2017 годы

 

Минский областной исполнительный комитет (далее - Исполком), Минское областное объединение профсоюзов (далее - Объединение профсоюзов), Республиканская ассоциация предприятий промышленности «БелАПП», Минский областной агропромышленный Союз (далее - Наниматели), все вместе именуемые «Стороны», руководствуясь законодательством Республики Беларусь, в целях создания необходимых условий для экономического развития Минской области, социальной и правовой защиты населения области на основе принципов социального партнерства заключили настоящее Соглашение между Минским областным исполнительным комитетом, Минским областным объединением профсоюзов, Республиканской ассоциацией  предприятий промышленности «БелАПП» и Минским областным агропромышленным Союзом на 2015-2017 годы (далее - Соглашение).

 

ГЛАВА 1

 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Соглашение является нормативным актом, действующим на территории Минской области в отношении исполкома, всех нанимателей, профсоюзов и работников области. Оно дополняет по социально-экономическим вопросам действующее законодательство и областные целевые программы.

Положения и гарантии настоящего Соглашения включаются в коллективные договоры всех организаций, расположенных на территории Минской области, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной, правовой и экономической защищенности работников.

Обязательства Исполкома, вытекающие из Соглашения, реализуются через соответствующие исполнительные и распорядительные органы Минской области.

Стороны проводят консультации, гарантируют представителям партнеров возможность отстаивать свою позицию при принятии решений по социально-экономическим проблемам, в том числе затрагивающим интересы структур малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей.

Соглашение является основой для коллективных переговоров, местных, отраслевых и иных соглашений, заключаемых на уровне районов (городов) Минской области, коллективных договоров в организациях.

Соглашение распространяется на членов профсоюзов, работающих в организациях, в которых созданы первичные профсоюзные организации, входящие в областные отраслевые профсоюзные организации – члены Минского областного объединения профсоюзов. Соглашение также распространяется на первичные профсоюзные организации, действующие на территории Минской области, входящие в Федерацию профсоюзов Беларуси (далее - ФПБ), отчисляющие ей установленный процент профсоюзных взносов в рамках Устава ФПБ, уставов отраслевых профсоюзов.

Социальные партнеры признают основными формами реализации социального диалога коллективные переговоры, консультации и сотрудничество сторон.

Стороны признают необходимым заключение коллективных договоров в организациях всех форм собственности (далее – организации) и обязуются оказывать профсоюзным комитетам и структурам профсоюзов, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие и признают, что на переговорах по заключению коллективных договоров интересы работников представляют и защищают профсоюзные организации, входящие в Объединение профсоюзов.

Коллективный договор подписывается нанимателем и председателем профсоюзного комитета (уполномоченным представителем профсоюзной организации) в течение семи календарных дней после его принятия на профсоюзном собрании (конференции).

В развитие Соглашения и для обеспечения  его  реализации  Стороны  на основе взаимных  консультаций  в  рамках областного совета по трудовым и социальным вопросам разрабатывают документы, принимают необходимые  решения,  формируют  предложения в  адрес  государственных органов Республики Беларусь и добиваются их реализации, контролируют ход выполнения Соглашения.

Проекты нормативных правовых актов Минской области, затрагивающие важнейшие трудовые и социально-экономические интересы населения, предварительно за 1 месяц согласовываются Сторонами и, при необходимости, рассматриваются на заседаниях областного совета по трудовым и социальным вопросам.

Стороны в пределах своих полномочий принимают меры по реализации обязательств Генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов.

За нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных  Соглашением, Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до заключения нового, но не более 3-х лет.

Ни одна из Сторон не может в одностороннем порядке изменить содержание и срок исполнения принятых на себя обязательств.

До окончания срока действия Соглашения оно может быть изменено или дополнено только по взаимной договоренности.

 

ГЛАВА 2

 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

2.1. Стороны обязуются:

 

2.1.1. Обеспечивать реализацию комплекса мер по выполнению параметров прогноза социально-экономического развития Минской области в 2015 – 2017 годах.

2.1.2. Проводить активную политику по повышению уровня конкурентоспособности организаций на основе реструктуризации производства с минимизацией негативных социальных последствий, созданию благоприятных условий хозяйствования, предпринимательской деятельности, повышению жизненного уровня работников Минской области.

2.1.3. Оказывать содействие в развитии малого и среднего бизнеса как основы увеличения объемов производства товаров, услуг и создания новых рабочих мест.

2.1.4. Своевременно предпринимать меры по предупреждению банкротства организаций, их финансовому оздоровлению, используя в полном объеме досудебные процедуры. Предпринимать меры по предотвращению банкротства и необоснованной реорганизации платежеспособных организаций. Учитывать мнение профсоюзов и работников организации-должника при подготовке решения об ее продаже, ликвидации или банкротстве.

2.1.5. Разрабатывать и осуществлять меры по переподготовке и социальной поддержке работников в условиях проведения процедур, связанных с экономической несостоятельностью (банкротством) организаций, особенно градообразующих.

2.1.6. Содействовать инновационно-структурному обновлению экономики области, стимулированию разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов, созданию и быстрому освоению конкурентно-способной продукции.

2.1.7. Контролировать правильность формирования и применения тарифов на оказываемые населению услуги по системе государственных минимальных социальных стандартов.

2.1.8. Предусматривать выделение средств для активизации изобретательской и рационализаторской деятельности, в том числе в организациях бюджетной сферы. Проводить смотры-конкурсы на лучшее изобретение, полезную модель и рационализаторское предложение.

2.1.9. Обеспечивать включение в коллективные договоры и соблюдение правовых, экономических и социальных интересов и гарантий работающих.

2.2. Исполком:

 

2.2.1. Обеспечивает реализацию государственных программ и прогнозов социально-экономического развития Минской области на период действия Соглашения.

2.2.2. При проведении реформ в сельском хозяйстве максимально сохраняет крупнотоварные сельскохозяйственные организации на основе их самоокупаемости.

2.2.3. Принимает меры по развитию малого предпринимательства, выполняя в полном объеме разрабатываемые мероприятия по его государственной поддержке.

2.2.4. Направляет проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые и связанные с ними экономические интересы работников и нанимателей для участия в их разработке другим Сторонам Соглашения.

2.2.5. Анализирует производственно-хозяйственную деятельность убыточных организаций, регулярно рассматривает обоснованность мер, принимаемых ими по выходу из кризиса, оказывает необходимую помощь.

2.2.6. Вносит предложения по совершенствованию работы убыточных и экономически несостоятельных коммунальных и градообразующих организаций по результатам оценки их финансового положения, совместно с представителями профсоюзов в пределах своей компетенции.

2.2.7. Информируют профсоюзы об организациях, подлежащих приватизации, реорганизации и продаже.

 

2.3. Наниматели:

 

2.3.1. Обеспечивают стабильную работу организаций. Принимают меры по повышению конкурентоспособности продукции, созданию дополнительных рабочих мест и обеспечению загрузки работающих.

2.3.2. Обеспечивают качественный, эффективный и безопасный труд коллективов, своевременную выплату заработной платы, снижение издержек производства, укрепление трудовой и производственной дисциплины, сохранность государственной собственности.

2.3.3. Обеспечивают финансирование социальных расходов за счет распределения с участием профсоюзов прибыли, остающейся в распоряжении организаций.

2.3.4. Заключают коллективные договоры с работниками в лице их представительных органов (соответствующих профессиональных союзов или их организационных структур), действующих в организациях, обеспечивая их выполнение в соответствии с законодательством, Генеральным, отраслевыми и местными соглашениями.

2.3.5. Ежеквартально информируют работников о финансово-хозяйственной деятельности организаций, принимаемых мерах по стабилизации и развитию производства.

2.3.6. Решение о выдаче займов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, принимают на совместном заседании нанимателя и профсоюзного комитета.

2.3.7. Включают представителей профсоюзов в лице председателей профкомов или их заместителей в состав комиссий по преобразованию организаций в процессе разгосударствления и приватизации.

Председатель профкома (либо его заместитель) вправе принимать участие в заседаниях совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества при рассмотрении социально-трудовых и связанных с ними экономических вопросов.

2.3.8. При акционировании организации распространяют условия участия в приватизации государственной собственности, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, на членов коллектива и приравненных к ним лиц, к которым относятся:

руководитель акционерного общества  и его заместители;

лица, ранее работавшие в организации и избранные на выборные должности в профсоюзный орган соответствующего профсоюза либо его организационной структуры, действующий в организации, преобразованной в акционерное общество;

лица, уволенные с работы в этой организации и восстановленные в соответствии с законодательством Республики Беларусь на прежнее место работы после его преобразования в акционерное общество;

пенсионеры, вышедшие на пенсию с преобразуемой организации;

бывшие работники преобразуемой организации, имеющие стаж работы в этой организации не менее 10 лет - для мужчин, 7 лет - для женщин, за исключением лиц, трудовой договор с которыми в этой организации был расторгнут по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7, 8, 9 статьи 42 и пунктами 1, 11, 12, 2, 3, 5, 6, 7 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь;

лица, принятые на работу в акционерное общество до окончания срока продажи его акций на льготных условиях и обмена на именные приватизационные чеки "Имущество".

 

2.4. Объединение профсоюзов:

 

2.4.1. Участвует в разработке и содействует реализации программ социально-экономического развития области, целевых программ развития                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  отраслей.

2.4.2. Оказывает методическую и практическую помощь организациям по заключению коллективных договоров и контролирует их выполнение.

2.4.3. Участвует в организации всех видов соревнований среди районов и в организациях области.

2.4.4. Предоставляет организациям, членам профсоюзов бесплатную юридическую помощь и консультации по вопросам применения норм действующего законодательства.

2.4.5.Осуществляет общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь по вопросам разгосударствления и приватизации государственной собственности в порядке установленном законодательством.

2.4.6. Проводит работу по выдвижению своих представителей-акционеров для избрания в состав Правлений или Наблюдательных советов акционерных обществ.

 

ГЛАВА 3

СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА

 

3.1. Стороны обязуются:

 

3.1.1. Принимать меры по выполнению мероприятий областной и других местных программ занятости населения. Не допускать массового высвобождения работников.

3.1.2. Разрабатывать на основе взаимных консультаций программы экстренных мероприятий, направленных на содействие занятости и социальную защиту населения в случае угрозы массовой безработицы.

Для обеспечения взаимодействия Сторон в целях предупреждения массовой безработицы руководствоваться следующими критериями массового увольнения работников:

3.1.2.1. массовое увольнение работников определяется в случаях ликвидации организации со списочной численностью работников 25 человек и более;

3.1.2.2. Сокращение количества работников в организации в следующих размерах:

 

Списочная численность
работников организации
в среднем за последний
отчетный месяц   
(человек)     

Удельный вес увольняемых работников от списочной численности организации (процентов) 

Календарный период, в
течение которого производится увольнение работников (месяцев)

До 1000              

20 (но не менее 25 человек)

1          

От 1001 до 2000      

15           

1          

От 2001 до 5000      

10           

1          

От 5001 до 10000     

10           

2          

Свыше 10000           

5            

2          

 

3.1.2.3. Критерии массового увольнения на уровне региона

Увольнение работников в следующих размерах:

 


Административно- территориальные 
единицы     

Удельный вес увольняемых работников из организаций, расположенных на территории    
административно-территориальной единицы, от числа занятых в экономике административно-территориальной единицы за последний отчетный период (процентов)            

Календарный  
период, в течение которого
производится увольнение
работников  
(месяцев)  

Область, город областного  
подчинения        

1                 

2      

Район, город районного     
подчинения, поселок
городского типа   

2                 

2      

 

3.1.3. Проводить согласованную политику при подготовке и принятии решений в отношении неплатежеспособных организаций, направленную на предотвращение социальных конфликтов.

Обеспечивать увольняемым работникам организаций-банкротов, ликвидируемых организаций, а также организаций, продаваемых как имущественный комплекс, преимущественное право трудоустройства на не менее 80 процентов рабочих мест, вновь образуемых на базе имущества и площадях этих организаций.

3.1.4. Содействовать в трудоустройстве безработным, неспособным на равных условиях конкурировать на рынке труда, в том числе с использованием забронированных рабочих мест.

3.1.5. Рассматривать на заседаниях областного (районных) советов по трудовым и социальным вопросам случаи ликвидации организации, социального объекта (больницы, поликлиники, Дворца культуры, школы и др.), если это повлечет увольнение работников.

На заседаниях районных советов по трудовым и социальным вопросам рассматривают причины и последствия ликвидации или реорганизации организаций численностью свыше 25 человек.

3.1.6. При смене собственника имущества или реорганизации организации правопреемник сохраняет рабочие места для беременных женщин; одиноких матерей (отцов), воспитывающих ребенка в возрасте до 16 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18-ти лет); матерей (отцов), имеющих детей до 5 лет.

3.1.7. Осуществлять мониторинг неполного рабочего времени работников организаций реального сектора экономики, принимать меры по недопущению вынужденного неполного рабочего времени.

3.1.8. Проводить консультации по проблемам занятости. В соглашениях (коллективных договорах), предусматривать мероприятия, направленные на содействие и сохранение занятости, защиту увольняемыхи иных лиц, нуждающихся в социальной защите.

 

3.2. Исполком и Наниматели:

 

3.2.1. Не допускают в Минской области превышения уровня официально зарегистрированной безработицы выше 2,0 процентов от экономически активного населения.

3.2.2. Информируют Объединение профсоюзов об организациях, в отношении которых государственными органами проводится процедура санации, реорганизации, ликвидации, банкротства в связи с их неплатежеспособностью.

3.2.3. Предусматривают: увольняемым работникам возможность переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора, предоставление не менее одного свободного дня в неделю для поиска нового места работы с сохранением средней заработной платы. Предоставляют работникам, с которыми не будут продлены сроки действия заключенных контрактов по инициативе нанимателя, один день в неделю в течение месяца до истечения срока действия контракта с сохранением заработной платы для поиска нового места работы, кроме работников, достигших общеустановленного пенсионного возраста (женщины – 55 лет, мужчины 60 лет) и получения ими права на пенсию по возрасту.

3.2.4. Изменение существенных условий труда осуществляют только в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами, о чем работник должен быть письменно предупрежден в срок, указанный в законодательстве.

3.2.5. Перевод работника на контрактную форму найма, изменение условий контракта осуществляют только в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами, о чем работник должен быть письменно предупрежден не позднее, чем за 1 месяц (статья 32 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Вместе с письменным предупреждением о переводе работника на контрактную форму найма наниматель вручает ему проект контракта, в котором должны быть изложены: обязанности работника, обязанности нанимателя, размер оплаты труда, дополнительные меры стимулирования труда (повышение тарифной ставки не более чем на 50 процентов, если больший размер не предусмотрен законодательством), режим работы, продолжительность трудового отпуска (предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до 5 календарных дней) и др.

Обсуждение содержания контракта работника-члена профсоюза производится с участием представителя профсоюзного комитета.

Наниматель обязан письменно предупредить работника не менее чем за один месяц до истечения срока действия контракта о своем решении по поводу продолжения или прекращения с ним трудовых отношений. При увольнении работника по истечении срока действия контракта с нарушением указанного срока предупреждения наниматель выплачивает работнику компенсацию в размере одной среднемесячной заработной платы.

Наниматели предусматривают в коллективных договорах и контрактах следующий перечень уважительных причин, по которым работник имеет право досрочно расторгнуть контракт по его требованию:

выход на пенсию;

беременность работника-женщины;

необходимость ухода за больным членом семьи (по медицинскому заключению);

перевод одного из супругов (военнослужащего) на новое место службы;

перевод одного из супругов на работу в другую местность;

изменение места жительства;

в связи наличием у женщины детей в возрасте до 14 лет;

в связи с зачислением в учебное заведение для получения образования в дневной форме;

по состоянию здоровья на основании медицинского заключения (рекомендации).

Наниматели и Исполком рекомендуют предусматривать в коллективных договорах включение в перечень уважительных причин, по которым работник имеет право досрочно расторгнуть контракт по его требованию:

предложение о трудоустройстве у другого нанимателя с полной нормой продолжительности рабочего времени, если работнику установлен неполный рабочий день или неполная рабочая неделя;

изменение семейного положения;

приглашение от другого нанимателя на работу: вышеоплачиваемую, с более благоприятными условиями труда и (или) с предоставлением возможности карьерного роста;

другие уважительные причины.

3.2.6. Не заключают контракты с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до 3-х лет (детей-инвалидов – до 18 лет), трудовые договоры с которыми были заключены на неопределенный срок, если они не дали согласие на заключение контрактов.

3.2.7. Продлевают сроки действия контрактов с работниками-беременными женщинами с их согласия на период беременности либо иной срок по соглашению сторон.

Наниматель с согласия матери (отца ребенка вместо матери, опекуна), приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, обязан продлевать (заключать новый контракт) срок действия контракта на срок не менее чем до достижения ребенком возраста 5-ти лет.

Наниматель с согласия работника, добросовестно работающего и не допускающего нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, обязан продлить (заключить новый контракт) срок действия контракта:

 на срок пять лет – с матерью (отцом, опекуном) ребенка-инвалида до достижения им возраста 18 лет, или двоих и более детей – до достижения младшим из них возраста 16 лет;

с работниками пенсионного возраста – на период получения их детьми общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего или послевузовского образования в дневной форме получения образования, дополнительного образования взрослых в учреждениях образования и иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, находящихся на территории стран Таможенного Союза.

3.2.8. Заключают контракты, продлевают сроки действия контрактов с добросовестно работающими и не допустившими в течение года нарушений трудовой и исполнительской дисциплины работниками предпенсионного возраста (женщины – 50 лет, мужчины – 55 лет) на срок не менее - чем до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста (женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет) и получения ими права на пенсию по возрасту.

3.2.9. Не продлевают срок действия заключенного с работником контракта на срок менее одного года без письменного согласия работника, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

3.2.10. Определяют срок действия контракта, заключаемого с работником, трудовой договор с которым был заключен на неопределенный срок, и срок продления действия контракта по истечении срока его действия работникам, добросовестно работающим и не допускающим нарушений трудовой и исполнительской дисциплины:

имеющим длительный стаж работы в организации, стаж государственной службы, а также в других случаях, предусмотренных коллективным договором или контрактом, – продолжительностью не менее трех лет;

имеющим высокий профессиональный уровень и квалификацию, – продолжительностью не менее пяти лет.

Могут продолжить трудовые отношения с согласия работника, не допускающего в течение года нарушений трудовой дисциплины, проработавшего у нанимателя не менее 5 лет, после окончания срока действия контракта на условиях трудового договора на неопределенный срок, при этом сохраняя достигнутый уровень оплаты труда.

3.2.11. Извещают работников, не имеющих нарушений трудовой дисциплины, в письменном виде о причинах непродления (незаключения нового) контракта с ними.

3.2.12. Предоставляют беременным женщинам (по их заявлению) социальный отпуск до начала отпуска по беременности и родам с сохранением среднего заработка в случае невозможности перевода их на другую более легкую работу согласно медицинским заключениям.

3.2.13. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях условия и порядок обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации, стажировки и переподготовки работников не реже, чем в сроки, установленные действующим законодательством.

3.2.14. Обеспечивают соблюдение режима рабочего времени, точный учет фактически отработанного рабочего времени каждого работника. Предоставляют работникам своевременно и в полном объеме компенсации за работу в государственные праздники, праздничные и выходные дни, сверхурочное время.

3.2.15. Не допускают подмены трудовых отношений заключением договоров гражданско-правового характера на выполнение работ, которые согласно законодательству о труде должны осуществляться на основании трудового договора.

 

3.3. Исполком:

 

3.3.1. Разрабатывает областные мероприятия по содействию занятости населения, предусматривая в них комплекс активных форм обеспечения занятости населения и регулирования рынка труда.

3.3.2. Информирует Объединение профсоюзов и Нанимателей о состоянии рынка труда, работе, проводимой по его регулированию.

3.3.3. Регулярно информирует население через СМИ о рынке труда, возможностях службы занятости населения по трудоустройству, обучению и переподготовке увольняемых работников, а также профессиях, пользующихся устойчивым спросом.

3.3.4. Реализовывает нормы подпункта 2.5 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины" в организациях бюджетной сферы в части предоставления дополнительных мер стимулирования труда работников, с которыми заключен контракт в том числе: предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до пяти календарных дней; повышение тарифной ставки (оклада) не более чем на 50 процентов.

3.3.5. Осуществляет мониторинг случаев установления неполного рабочего времени работникам организаций реального сектора экономики. Ежемесячноинформирует Объединение профсоюзов о его результатах и принимает меры по недопущению установления вынужденного неполного рабочего времени.

 

3.4. Наниматели:

 

3.4.1. Не допускают массового сокращения работников. Уведомляют не менее чем за три месяца профсоюзы и службу занятости о ликвидации или реорганизации организаций, их структурных подразделений, полной или частичной приостановке производства по инициативе нанимателя, собственника или уполномоченного им органа управления, влекущих сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда.

Разрабатывают совместные согласованные меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению.

Принимают меры по трудоустройству увольняемых в результате сокращения численности или штата работников, в том числе путем переобучения за счет средств организаций другим профессиям, должностям, по которым в организациях имеются вакансии.

3.4.2. Проводят социально ответственное реструктурирование (реорганизацию) организаций.

При реорганизации (реструктуризации) организации в целях развития и внедрения аутсорсинга наниматель совместно с профсоюзом разрабатывают мероприятия, обеспечивающие сохранение и защиту трудовых и социальных гарантий высвобождаемых (переводимых во вновь созданную организацию) работников на уровне, достигнутом в прежней организации до реорганизации, в течение не менее трех лет, проводят при этом необходимую разъяснительную работу в коллективе.

3.4.3. Осуществляют расторжение трудового договора, контракта с работником-членом профсоюза по инициативе нанимателя с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа. Исключение составляют случаи: ликвидации организации; несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы; увольнения за появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы; совершения по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания.

3.4.4. Могут оказывать материальную помощь работникам, потерявшим работу вследствие сокращения численности или штата работников.

3.4.5. Оставляют за работниками, уволенными по сокращению численности или штата, право пользования детскими дошкольными учреждениями, оздоровительными и медицинскими учреждениями, принадлежащими организациям, на период нахождения на учете в службе занятости.

3.4.6. Не увольняют по сокращению численности или штата работников:

беременных женщин;

имеющих детей до 5-ти лет;

одиноких матерей, (отцов, опекунов), имеющих детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов – до 18 лет);

работников, являющихся единственным членом семьи с постоянным заработком, кроме нарушителей трудовой дисциплины.

3.4.7. Не допускают увольнения по сокращению численности или штата, кроме нарушителей трудовой и исполнительской дисциплины: работников предпенсионного возраста (за 5 лет до возникновения права на пенсию по возрасту на общих основаниях); работников, получивших в организации профессиональное заболевание или трудовое увечье; одновременно двух работников из одной семьи.

3.4.8. Производят изменение существенных условий труда, в том числе перевод на контрактную форму найма, а также увольнение по любым основаниям (кроме увольнения по инициативе нанимателя за виновные действия) работников, получивших производственную травму, профессиональное заболевание, только с предварительного согласия профсоюзного комитета.

3.4.9. Включают в коллективные договоры и соглашения обязательства по выплате выходных пособий работникам в связи с выходом их на пенсию в размере до 9-ти среднемесячных заработных плат.

3.4.10. При увольнении работника в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением условий трудового договора или контракта нанимателем, последний выплачивает работнику, компенсацию в размере не менее трех среднемесячных заработных плат.

3.4.11. Могут выплачивать выходное пособие при прекращении трудовых отношений в связи с истечением срока действия контракта, в случае если такое решение принято нанимателем по отношению к работнику, не имеющему дисциплинарных взысканий, в размере не менее его среднемесячной заработной платы.

3.4.12. Предусматривают в коллективных договорах согласование с профсоюзом графика трудовых отпусков.

3.4.13. Предоставляют работникам дополнительные отпуска, в том числе за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы, ненормированный рабочий день, продолжительный стаж работы, социальные и поощрительные отпуска в соответствии с законодательством, а также на условиях и в порядке, предусмотренном коллективным договором.

3.4.14. Предоставляют женщинам и одиноким мужчинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 16 лет, отпуск в летнее или другое удобное для них время с учетом особенностей и возможностей организации.

 

3.5. Объединение профсоюзов:

 

3.5.1. Добивается включения в коллективные договоры и соглашения мероприятий, направленных на сохранение, увеличение объемов работ, числа рабочих мест, переподготовку увольняемых работников, предоставление им льгот и компенсаций сверх установленных законодательством, а также мероприятий по профессиональному обучению и повышению квалификации работников.

3.5.2. Осуществляет контроль за соблюдением нанимателями (организациями) требований законодательства и условий коллективных договоров (соглашений) при приеме на работу, увольнении, сокращении численности или штата работников, предоставлении им льгот и гарантий.

3.5.3. Оказывает материальную помощь малоимущим, безработным бывшим работникам, членам профсоюза по ходатайству профсоюзной организации.

ГЛАВА 4

ОПЛАТА ТРУДА, ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

 

4.1. Стороны обязуются:

 

4.1.1. Проводить совместную работу, направленную на обеспечение права работника на справедливое и достойное вознаграждение за труд, защиту экономических и социальных интересов.

4.1.2. Все вопросы установления и изменений форм, систем, размеров оплаты труда, материального стимулирования, формы выплаты заработной платы, вознаграждений, материальной помощи, индексации доходов, распределения фонда потребления коммерческих организаций, а также фондов материального поощрения и производственного и социального развития для бюджетных организаций от приносящей доходы деятельности, решать через коллективные договоры и по согласованию с профсоюзными комитетами (иными профсоюзными органами), если иное не предусмотрено законодательством.

4.1.3. Обеспечить в 2015 – 2017 годах темпы роста реальной и номинальной среднемесячной заработной платы в целом по области в соответствии с расчетными балансовыми показателями прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь.

4.1.4. Принимать меры по сокращению количества организаций, имеющих среднюю заработную плату ниже 200 долларов США в эквиваленте. 

4.1.5. Обеспечивать минимальный размер оплаты труда работников не ниже уровня минимальной заработной платы (месячной, часовой), установленной законодательством, соглашениями, коллективными договорами.

4.1.6. Оказывать содействие работникам бюджетной сферы, в том числе пенсионерам, проживающим в сельской местности, по предоставлению услуг в обработке приусадебных участков, продаже сельскохозяйственной продукции, выделению транспорта на условиях, применяемых для основных работников организации.

4.1.7. Содействовать:

осуществлению профессионального пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях и отдельными видами профессиональной деятельности;

внедрению и развитию схем добровольного страхования дополнительных пенсий и медицинских расходов, в том числе за счет собственных средств организаций, добровольного дополнительного страхования в виде дополнительной пенсии работников и руководителей организаций (с учетом определенных заслуг или периода пребывания в должности не менее пяти лет).

4.1.8. Включать в соглашения, коллективные договоры положение о сохранении среднего заработка за работниками организаций, участвующими в отраслевых и межотраслевых спартакиадах, а также работниками, участвующими во всех видах местных (районных, городских), областных республиканских и международных смотров-конкурсов художественной самодеятельности, фестивалях, других культурно-массовых мероприятиях.

4.1.9. Проводить совместную работу по предоставлению жилых помещений коммерческого использования (арендного жилья): молодым специалистам, получившим образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, прибывшим на работу по распределению, направленным на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста; гражданам, проживающим в сельской местности и работающим в организациях сельского хозяйства, в иных организациях, обслуживающих эту отрасль, а также работающим в санаториях, реабилитационных центрах, расположенных в сельской местности.

4.1.10. Включать в местные территориальные и отраслевые соглашения обязательства по оказанию шефской помощи одиноким неработающим пенсионерам, ветеранам и инвалидам, утратившим по уважительным причинам связь с организациями, в которых они работали, а также проживающими в учреждениях социального обслуживания.

 

4.2. Исполком совместно с гор (рай) исполкомами:

 

4.2.1. Обеспечивают поэтапное сближение уровня заработной платы работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, к уровню заработной платы по республике в целях достижения соотношения не менее 90 процентов.

4.2.2. Обеспечивают своевременную выплату заработной платы работникам бюджетной сферы не реже 2-х раз в месяц в дни, определенные коллективным договором или местным соглашением и среднего заработка за время трудового и социального отпуска с сохранением средней заработной платы – не позднее, чем за два дня до начала отпуска.

4.2.3. Ежеквартально информируют Объединение профсоюзов об уровне среднемесячной заработной платы работников по видам экономической деятельности.

4.2.4. В порядке, установленном Минским областным Советом депутатов, осуществляют меры по стимулированию труда работников учреждений Минской области в части:

ежемесячных доплат к тарифным ставкам (окладам) работников областных учреждений здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, расположенных в г. Минске, государственного учреждения «Государственный мемориальный комплекс «Хатынь»;

ежемесячных доплат к тарифным ставкам (окладам) медицинских работников кардиологического профиля областных учреждений здравоохранения, центральных районных больниц и Жодинской центральной городской больницы.

4.2.5. Предоставляют одноразовые субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений и на погашение задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в объемах, утвержденных бюджетом области.

4.2.6. Обеспечивают централизованную доставку топлива пенсионерам, работникам учреждений бюджетной сферы, проживающим в сельской местности.

4.2.7. Обеспечивают адресную социальную помощь гражданам, оказавшимся в категории малоимущих, используя заявительный принцип государственной поддержки.

4.2.8. Информируют Объединение профсоюзов и население два раза в год о количестве выделенного социального жилья по категориям граждан.

4.2.9. Контролируют внедрение социальных стандартов по обслуживанию населения во всех районах и городах области и информируют об этом Объединение профсоюзов.

 

4.3. Наниматели:

 

4.3.1. На основании коллективных договоров и соглашений обеспечивают дальнейшее совершенствование систем оплаты труда. Обеспечивают поддержание удельного веса тарифной части в начисленной заработной плате на уровне не ниже 65 процентов ее состава.

В случае задержки выплаты производят индексацию задержанных сумм в полном размере на момент выплаты на индекс роста потребительских цен.

Организации, у которых размер тарифной ставки 1-го разряда, ниже установленного Правительством Республики Беларусь для работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, повышают тарифную ставку 1-го разряда до уровня, установленного Правительством.

4.3.2. Работу по изменению условий оплаты труда работников в целях повышения доли тарифа в среднемесячной заработной плате проводят совместно с профсоюзами путем совершенствования состава заработной платы в соответствии с действующим законодательством.

Производят доплаты: за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в зависимости от класса и степени вредности условий труда; за работу в ночное время или в ночную смену; оплату простоя не по вине работника в размерах, предусмотренных коллективным договором, но не ниже уровня, гарантированного законодательством.

Создают в организациях резервный фонд заработной платы за счет отчислений от прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения. Конкретный размер резервного фонда, основания, порядок его создания и использования определяется коллективным договором.

4.3.3. Обеспечивают постоянный контроль за соблюдением установленных сроков выплаты заработной платы.

В коллективных договорах и соглашениях определяют денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы.

4.3.4. Производят индексацию заработной платы работников при превышении 5-процентного порога индекса потребительских цен в соответствии с коллективными договорами организаций, но не ниже нормативов, устанавливаемых Правительством Республики Беларусь для организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями.

4.3.5. Включают в коллективные договоры и обеспечивают выполнение положений о премировании работников и присвоении им более высокой квалификации за разработку и реализацию эффективных мер по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов, участие в изобретательской и рационализаторской деятельности.

4.3.6. Производят оплату работы в дни, являющиеся профессиональными праздниками в организации, как в праздничные дни. Порядок и формы поощрения работников в честь празднования профессиональных праздников должны предусматриваться в коллективных договорах и других локальных нормативных правовых актах.

4.3.7. Предусматривают в коллективных договорах либо в отдельных локальных нормативных правовых актах размер оплаты и условия предоставления свободных от работы дней матери (отцу), воспитывающей (воспитывающему) двоих и более детей в возрасте до 16 лет.

4.3.8. Выплачивают работникам при предоставлении трудового отпускаматериальную помощь на оздоровлениев порядке и размере, установленном коллективным договором.

4.3.9. Производят выплату пособий семьям, воспитывающим детей, одновременно с выплатой заработной платы.

4.3.10. Включают в состав аттестационных и тарифно-квалификационных комиссий по присвоению работникам разрядов, классов, категорий представителей профсоюзных комитетов.

4.3.11. При наличии на эти цели денежных средств выделяют средства на улучшение жилищных условий работников, в том числе молодых специалистов, в размерах, определяемых коллективными договорами.

4.3.12. При переводе работников по состоянию здоровья на более легкую нижеоплачиваемую работу сохраняют за ними прежний средний заработок в течение не менее одного месяца со дня перевода.

Предусматривают установление пониженных норм выработки для беременных женщин и инвалидов в соответствии с медицинским заключением, а также для молодых работников.

4.3.13. Совместно с профсоюзами в положениях об оплате (организации оплаты) труда организаций разрабатывают механизм заинтересованности всех работников в создании здоровых и безопасных условий труда, зависимости уровня оплаты труда от соблюдения требований охраны труда.

4.3.14. Обеспечивают работникам условия для приема горячей пищи. На основании коллективного договора производят частичную компенсацию стоимости питания, а также другие компенсационные выплаты.

4.3.15. Производят компенсацию работникам, привлекаемым по производственной необходимости к дежурству, в том числе на дому, на условиях, предусмотренных коллективным договором.

4.3.16. Предусматривают в коллективных договорах нормы поощрения членов коллективов работников, активистов профсоюзного движения: за работу по наставничеству; за результативность воспитательно-профилактической деятельности с обязанными лицами, которые в соответствии с законодательством обязаны возмещать государству расходы по содержанию их детей; за участие в работе добровольных народных дружин.

4.3.17. Оказывают содействие ветеранским организациям в осуществлении ими своей деятельности. Совместно с профсоюзами оказывают материальную и иную помощь неработающим пенсионерам, ранее работавшим в организациях, в том числе в сельскохозяйственных и других, перешедших впоследствии в подчиненность хозяйствующих субъектов различных отраслей.

 

Объединение профсоюзов:

 

4.4.1. Оказывает методическую и практическую помощь профсоюзным организациям по заключению коллективных договоров, установлению в них дополнительных социально-экономических и правовых гарантий для работников.

4.4.2. Осуществляет правовое и экономическое обучение профсоюзного актива области.

4.4.3. Обеспечивает защиту прав и интересов членов профсоюза по вопросам социально-трудовых отношений, в том числе контролируют своевременность и полноту выплаты заработной платы. Выходят с инициативой по привлечению к ответственности должностных лиц, нарушающих законодательство о труде и условия коллективного договора.

4.4.4. Выделяет средства профсоюзного бюджета на: оказание материальной помощи членам отраслевых профсоюзов (штатным работникам Объединения профсоюзов), оздоровление их и членов их семей.

4.4.5. Предоставляет в установленном порядке социальную (материальную) помощь в виде денежных средств, другого имущества ветеранам Великой Отечественной войны, труда, воинам-интернационалистам, малообеспеченным семьям, иным категориям граждан.

4.4.6. Предусматривает выделение средств из профсоюзного бюджета на награждение, премирование штатных работников-членов профсоюза, работников профсоюзных организаций по ходатайству отраслевых областных профсоюзных организаций за высокие показатели в труде, активное участие в профсоюзной работе, в связи с юбилейными датами, государственными и профессиональными праздниками в установленном порядке.

4.4.7. Отраслевые организации профсоюзов перечисляют денежные средства областному объединению для их кооперирования с целью реализации уставных целей и задач ФПБ, иной деятельности объединения профсоюзов.

 

ГЛАВА 5

ОХРАНА ТРУДА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 

5.1. Стороны обязуются:

 

5.1.1. Проводить совместную работу, направленную на реализацию государственной политики в области охраны труда и экологической безопасности, признавая приоритетным направлением своей деятельности сохранение жизни, здоровья работников и своевременное производство всех видов выплат за вред, причиненный здоровью и жизни работников в результате несчастного случая на производстве.

5.1.2. Включать в отраслевые и местные тарифные соглашения, а также в коллективные договоры положения о выделении средств на выполнение мероприятий по охране труда и на выплату:

5.1.2.1. единовременной материальной помощи за вред, причиненный здоровью и жизни работника в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (помимо установленного законодательством возмещения вреда):

супруге (супругу) умершего (умершей) и лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца в результате несчастного случая на производстве, – в равных долях от суммы не менее 120-кратного среднемесячного заработка умершего работника, а при отсутствии лиц, имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, – супруге (супругу) умершего (умершей) в сумме не менее 60-кратного  среднемесячного заработка умершего работника, исчисленного за 12 последних месяцев работы, предшествующих месяцу, в котором произошел несчастный случай на производстве, повлекший смерть работника;

работнику, потерявшему трудоспособность в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, – в размере не менее одного среднемесячного заработка, исчисленного за 12 последних месяцев работы, предшествующих месяцу, в котором произошло трудовое увечье либо месяцу, с которого установлена степень утраты (потери) трудоспособности в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, за каждый процент утраты (потери) трудоспособности;

5.1.2.2. возмещения морального вреда;

5.1.2.3. других компенсаций, связанных с потерей трудоспособности.

При бюджетном финансировании организаций предусматривать выделение средств на эти цели.

5.1.3. Разрабатывать и выполнять мероприятия, направленные на предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также на сокращение количества рабочих мест, находящихся в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.

5.1.4. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

5.1.5. Контролировать ход выполнения мероприятий по охране труда, включенных в коллективные договоры и соглашения.

5.1.6. Принимают участие в проведении ежегодного областного смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда.

 

5.2. Исполком:

 

5.2.1. Осуществляет разработку и реализацию территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда.

5.2.2. Осуществляет постоянный контроль экологической обстановки в районах области и недопущения сбросов и выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и информирует население о применяемых мерах по ее оздоровлению. Не допускает строительства объектов производственно-технического назначения без проведения экологической экспертизы проектов и учета общественного мнения.

5.2.3. Реализует в полном объеме Мероприятия по наведению порядка на земле и благоустройству территорий населенных пунктов Минской области.

5.2.4. Обеспечивает контроль противопожарной безопасности в организациях бюджетной сферы.

5.2.5. Организует работу комиссии при Исполкоме по проверке знаний по вопросам охраны труда нанимателей, не имеющих вышестоящих органов хозяйственного управления, а также обучение и проверку знаний руководителей и членов комиссий рай (гор) исполкомов.

5.2.6. Совместно с рай (гор) исполкомами организует проведение ежегодного смотра-конкурса на лучшую организацию района (города) по охране труда.

 

5.3. Наниматели:

 

5.3.1. Предусматривают в коллективных договорах и обеспечивают:

5.3.1.1. выполнение мероприятий по охране труда и выделение средств на их финансирование в размере не менее 2 процентов фонда оплаты труда;

5.3.1.2. безопасность при эксплуатации территории, зданий (помещений), сооружений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ, а также контроль за использованием и правильным применением средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты. Если территория, здание (помещение), сооружение или оборудование используются несколькими нанимателями, то обязанности по обеспечению требований по охране труда исполняются ими совместно на основании письменного соглашения;

5.3.1.3. условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям по охране труда;

5.3.1.4. организацию в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения, медицинского обслуживания работников;

5.3.1.5. режим труда и отдыха работников, установленный законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором;

5.3.1.6. выдачу работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами, а так же предоставление их сверх нормативов в случае наличия объективных причин;

5.3.1.7. контроль за соблюдением законодательства об охране труда работниками;

5.3.1.8. контроль за уровнями и концентрациями вредных производственных факторов;

5.3.1.9. разработку, внедрение и поддержку функционирования системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработку и реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

5.3.1.10 принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, оказанию потерпевшим при несчастных случаях на производстве необходимой помощи, их доставке в организацию здравоохранения;

5.3.1.11. принятие локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда;

5.3.1.12. проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;

5.3.1.13. обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний работников по вопросам охраны труда в порядке, установленном республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда;

5.3.1.14. организацию проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и предсменных (перед началом работы, смены) медицинских осмотров либо освидетельствования некоторых категорий работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также внеочередных медицинских осмотров работников при ухудшении состояния их здоровья;

5.3.1.15. информирование работников при приеме на работу и в период работы о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда, установленных законодательством Республики Беларусь и коллективным договором;

5.3.1.16. расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, техническое расследование причин аварий, инцидентов на опасных производственных объектах, разработку и реализацию мер по их профилактике и предупреждению;

5.3.1.17. пропаганду и внедрение передового опыта безопасных методов и приемов труда и сотрудничество с работниками, их полномочными представителями в области охраны труда;

5.3.1.18. назначение должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда в организации и структурных подразделениях;

5.3.1.19. возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работников, в соответствии с законодательством;

5.3.1.20. выплату единовременной материальной помощи за вред, причиненный здоровью и жизни работника в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (помимо установленного законодательством возмещения вреда):

супруге (супругу) умершего (умершей) и лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца в результате несчастного случая на производстве, – в равных долях от суммы не менее 120-кратного среднемесячного заработка умершего работника, а при отсутствии лиц, имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, – супруге (супругу) умершего (умершей) в сумме не менее 60-кратного  среднемесячного заработка умершего работника, исчисленного за 12 последних месяцев работы, предшествующих месяцу, в котором произошел несчастный случай на производстве, повлекший смерть работника;

работнику, потерявшему трудоспособность в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, – в размере не менее одного среднемесячного заработка, исчисленного за 12 последних месяцев работы, предшествующих месяцу, в котором произошло трудовое увечье либо месяцу, с которого установлена степень утраты (потери) трудоспособности в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, за каждый процент утраты (потери) трудоспособности.

Выплата единовременной материальной помощи в результате несчастного случая, повлекшего смерть работника, может производиться единовременно либо (при отсутствии возможности у нанимателя и с письменного согласия потерпевшей стороны) частями в период не более шести месяцев со дня принятия нанимателем решения о выплате компенсации в более длительные сроки, согласованные с потерпевшей стороной. 

К несчастным случаям на производстве и профессиональным заболеваниям относятся и случаи, произошедшие с работниками, умершими или заболевшими вследствие производственной травмы, при экспертном установлении причинно-следственной связи между полученной травмой и наступившей смертью (приобретенным заболеванием);

5.3.1.21. возмещение морального вреда;

5.3.1.22. выплату других компенсаций, связанных с потерей трудоспособности;

5.3.1.23. содействие общественным инспекторам по охране труда в деле осуществления общественного контроля и принятие мер по устранению выявленных нарушений законодательства Республики Беларусь об охране труда;

5.3.1.24. предоставление оплачиваемого рабочего времени общественным инспекторам по охране труда и членам комиссий по охране труда до 4 часов в неделю по согласованному с профсоюзным комитетом графиком для выполнения возложенных на них обязанностей, а также освобождение их от работы на время обучения по вопросам охраны трудас сохранением на эти периоды среднего заработка;

5.3.1.25. ежемесячную доплату за счет собственных средств в размере не менее 10 процентов месячного оклада служащего (тарифной ставки рабочего) общественным инспекторам по охране труда в зависимости от результатов их участия в осуществлении общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда и с учетом предложений профсоюзного комитета;

5.3.1.26. обеспечение за счет собственных средств при их наличии ежегодного двенадцатидневного оздоровления работников, занятых на работах с особо вредными и (или) особо тяжелыми условиями труда, а также с вредными и тяжелыми условиями труда, согласно спискам № 1 и № 2, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536.

5.3.2. Признают право работника на отказ от выполнения работы, если условия труда не соответствуют требованиям техники безопасности и угрожают жизни и здоровью работника и (или) окружающих.

Изучают и рассматривают с участием представителей профсоюзного органа, правовых и технических инспекторов труда случаи отказа работников от выполнения работ, которые непосредственно угрожают их жизни и здоровью, а также жизни и здоровью окружающих, непредоставления необходимых средств индивидуальной защиты, а также случаи расторжения трудовых договоров (контрактов) по указанной причине.

При невозможности перевода работнику оплачивают время простоя (не по его вине) по нормам, установленным коллективным договором, но не ниже предусмотренных законодательством. При необходимости наниматель обязан за счет собственных средств обеспечить обучение работника новой профессии (специальности) с сохранением ему за весь период обучения среднего заработка.

5.3.3. Обеспечивают включение в трудовые договоры (контракты) с руководителями организаций и другими руководящими работниками положений об оплате их труда в зависимости от снижения уровня производственного травматизма.

 

5.4. Наниматели и Объединение профсоюзов:

 

5.4.1. Могут вносить в коллективные договоры, соглашения положения о содействии и сотрудничестве работников с нанимателями (организациями) в деле обеспечения здоровых условий труда с целью предотвращения несчастных случаев на производстве.

5.4.2. Рассматривают возможность включения в коллективные договоры обязательств: по добровольному страхованию своих работников по медицинским расходам; от несчастных случаев; по выделению средств на проведение профилактической иммунизации.

 

5.5. Объединение профсоюзов:

 

5.5.1. Осуществляет через технических (главных технических)  инспекторов труда, общественных инспекторов по охране труда, других уполномоченных представителей профсоюзов общественный контроль соблюдения законодательства об охране труда. 

5.5.2. Совместно с нанимателями (организациями) проводит анализ итогов аттестации рабочих мест с целью улучшения условий труда на данных рабочих местах.

5.5.3. Разрабатывает методические рекомендации профсоюзному активу области по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства, правил и норм по охране труда и экологии, проводит обучение профактива.

5.5.4. Защищает интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве.

5.5.5. Совместно с нанимателями (организациями) проводит смотры-конкурсы на лучшую организацию работы по охране труда в организациях районов и области.

 

 

ГЛАВА 6

            ГАРАНТИИ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МОЛОДЕЖИ

 

6.1. Стороны обязуются:

 

6.1.1. Способствовать созданию условий для повышения качества жизни молодежи, снижению уровня миграции, текучести молодых граждан, в том числе молодых специалистов, молодых рабочих (служащих), работающих в сельской местности.

6.1.2. Обеспечивать при участии органов образования, молодежных организаций временную занятость учащейся и студенческой молодежи, изъявившей желание работать в свободное от учебы время.

6.1.3. Проводить конкурсы «Лучший по профессии» среди рабочей молодежи и молодых специалистов различных отраслей.

6.1.4. Организовывать и проводить соревнования среди молодежных экипажей, молодых животноводов и работников других профессий.

6.1.5. Обеспечивать предоставление актуальной информации для функционирования Веб-страницы официального сайта Объединения профсоюзов, на которой отражать деятельность социальных партнеров в области молодежной политики.

 

6.2. Исполком совместно с гор (рай) исполкомами:

 

6.2.1. Изыскивает возможность материально поддерживать молодых специалистов, молодых рабочих (служащих), направляя средства на возмещение расходов по найму жилья, компенсацию стоимости проезда до места работы, оказание материальной помощи и др. 

6.2.2. Определяет квоты по выделению мест в общежитиях организаций производственной сферы для выпускников государственных учреждений высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, направленных на работу не по месту жительства родителей, приступивших к работе в организациях здравоохранения, образования, культуры, спорта, социальной защиты, государственных архивах и архивных учреждениях, других организаций, финансируемых из бюджета.

6.2.3. Обеспечивает освобождение от уплаты подоходного налога с физических лиц на доход от сдачи внаем жилых помещений молодым специалистам, молодых рабочих (служащих).

6.2.4. Продолжает практику установления для студенческой и учащейся молодежи льготного порядка пользования в свободное от занятий время ведомственными зрелищными, культурно-просветительскими и физкультурно-оздоровительными учреждениями.

6.2.5. Сохраняет на достигнутом уровне количество бесплатных и льготных путевок в детские оздоровительные учреждения для детей из социально незащищенных категорий семей (детей из многодетных, неполных семей, детей одиноких матерей, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

6.2.6. Проводит областные и местные конкурсы проектов в области малого предпринимательства среди молодежи.

6.2.7. Оказывают содействие в развитии системы диетического питания в столовых, обслуживающих обучающихся учреждений образования.

 

6.3. Исполком и Наниматели:

 

6.3.1. Организовывают в районах и городах области проведение профориентационных работ с учащимися учреждений образования.

6.3.2. Выпускникам, получившим в государственных учреждениях образования в дневной форме получения образования высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование предоставляют гарантии и компенсации, предусмотренные действующим законодательством Республики Беларусь.

6.3.3. Ходатайствуют перед банками о предоставлении выпускникам, получившим в государственных учреждениях образования в дневной форме получения образования высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, приступившим к работе по распределению не по месту жительства родителей, льготных кредитов в течение двух лет после окончания учреждений образования на приобретение домашнего имущества в соответствии с законодательством с участием соответствующих отраслевых профсоюзов. 

6.3.4. Предоставляют учебные отпуска с сохранением средней заработной платы работникам, успешно обучающимся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего, среднего специального образования в вечерней или заочной форме получения образования и послевузовского образования по направлению (заявке) нанимателя либо в соответствии с заключенными с ними договорами (на подготовку специалистов, коллективным или трудовым) продолжительностью, определенной учебными программами. Аналогичным работникам, при отсутствии направления (заявки) нанимателя, заключенного с нанимателем соответствующего договора на подготовку специалиста либо иных оснований, предусмотренных в коллективном или трудовом договоре, предоставляют учебный отпуск той же продолжительности без сохранения заработной платы.

6.3.5. Проводят в рамках Дня семьи областные и региональные мероприятия с молодыми семьями, в том числе конкурсы «Мама, папа и я – дружная семья», «Семь + Я = Семья».

 

6.4. Наниматели:

 

6.4.1. Устанавливают пониженные нормы выработки для молодых рабочих, окончивших учреждения образования, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, общеобразовательные учреждения или прошедших профессиональное обучение непосредственно на производстве.  Конкретные размеры понижения нормы выработки и сроки действия норм определяются коллективными договорами.

6.4.2. Обеспечивают выделение финансовых средств на выполнение обязательств, отраженных в коллективных договорах по вопросам льгот и гарантий молодежи.

6.4.3. Обеспечивают своевременную подготовку находящихся на балансе организаций,  детских оздоровительных лагерей к летнему сезону.

 

6.5. Объединение профсоюзов:

 

 6.5.1. Добивается обеспечения государственной поддержки и приоритетного бюджетного финансирования областных программ по работе с молодежью, областного плана действий по улучшению положения детей и их прав, в вопросах развития культуры, спорта, детского и семейного отдыха.

6.5.2. Устанавливает стипендии за высокие достижения в учебе, активное участие в работе профсоюзных организаций, победителям олимпиад, конкурсов студентам и учащимся учебных заведений, находящихся на профсоюзном обслуживании.

6.5.3. В рамках благотворительной акции «Профсоюзы – детям» ежегодно предусматривает выделение средств профсоюзного бюджета на оказание помощи детским домам, школам-интернатам, социальным приютам, где воспитываются дети-сироты, дети, оставшиеся без родительской опеки.

Ежегодно в дни новогодних и рождественских праздников проводит благотворительные утренники для детей-сирот, инвалидов, детей из малообеспеченных семей.

6.5.4. Участвует в подготовке и проведении мероприятий по оздоровлению детей и подростков.

Совместно с Минским областным управлением Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения и Нанимателями ходатайствует перед Советом Министров Республики Беларусь об установлении дотации из средств государственного социального страхования на оплату стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря.

6.5.5. Проводит семинары по теме «Трудовая молодежь – будущее профсоюзов».

 

ГЛАВА 7

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ, ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СПОРТА, ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ И ОТДЫХА НАСЕЛЕНИЯ

 

7.1. Стороны обязуются:

 

7.1.1. Проводить политику, направленную на всестороннее развитие культуры, спорта, туризма, детского и семейного отдыха, пропаганду здорового образа жизни населения области.

7.1.2. Проводить на условиях паевых взносов культурно-массовые, спортивные мероприятия для жителей области, новогодние мероприятия (новогодние елки), мероприятия по возрождению национальной культуры.

 

7.2. Исполком:

 

7.2.1. В полном объеме осуществляет бюджетное финансирование отраслей социальной сферы, мероприятий по их развитию в соответствии с системой государственных социальных стандартов по обслуживанию населения.

7.2.2. Не допускает необоснованного закрытия, перепрофилирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.

7.2.3. Формирует единый календарь спортивных, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с трудящимися области.

7.2.4. Изыскивает возможность выделения средств из бюджета на:

7.2.4.1. ежегодное пополнение библиотечного фонда;

7.2.4.2. финансовую поддержку в 2015-2017 годах коллективов художественной самодеятельности, носящих звание «народный» и «образцовый»;

7.2.4.3. долевое содержание команд по игровым видам спорта в соответствии с порядком, утвержденным Советом Министров Республики Беларусь;

7.2.4.4. стимулирование спортсменов и тренеров в достижении высоких спортивных результатов и за успешные выступления спортсменов на Олимпийских играх, чемпионатах, первенствах, кубках мира, Европы и чемпионатах Республики Беларусь.

7.2.5. Оказывает организационно-методическую и иную помощь специализированным учебно-спортивным учреждениям (спортивным школам) Федерации профсоюзов Беларуси, расположенным на территории Минской области, для их стабильного функционирования.

 

7.3. Наниматели:

 

7.3.1. Отчисляют денежные средства в размере не менее 0,15 процента фонда оплаты труда действующим у них профсоюзным организациям для проведения культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, организации новогодних мероприятий (новогодних елок), удешевления стоимости детских новогодних подарков.

7.3.2. Принимают меры по недопущению закрытия, перепрофилирования социально-культурных объектов, а также обеспечивают полноценное функционирование, содержание, ремонт и реконструкцию спортивных сооружений, находящихся на балансе организаций.

7.3.3. Изыскивают возможность введения в штат организаций с числом работающих свыше 300 человек должности инструктора-методиста по физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой и туристской работе, в части организаций, финансируемых из бюджета - согласно действующему законодательству.

7.3.4. Закрепляют в коллективных договорах и обеспечивают доставку работников к месту работы на служебном транспорте в случае отсутствия у них возможности добираться до места работы на общественном транспорте.

7.3.5. Производят частичную оплату стоимости путевок на ежегодное оздоровление работников в санаторно-курортных учреждениях Республики Беларусь в порядке, предусмотренном коллективными договорами организаций.

 

7.4. Объединение профсоюзов:

 

7.4.1. В целях повышения профессионального мастерства среди работников и спортсменов, а также широкого привлечения трудящихся Минской области к активизации творческой деятельности, принимает участие в проведении в организациях всех форм собственности соревнований по профессиональному мастерству.

Предусматривает выделение денежных средств профсоюзного бюджета на награждение, премирование победителей и активных участников трудовых соревнований, смотров-конкурсов, спортивно-оздоровительных и культурно-массовых мероприятий среди работающих и членов их семей.

Рекомендует отраслевым профсоюзным организациям всех уровней частично или полностью возмещать передовикам и победителям трудовых и спортивных соревнований своих отраслей стоимость путевок в санатории по медицинским показаниям.

7.4.2. Через УП «Белпрофсоюзкурорт» способствует приобретению санаторно-курортных путевок со скидкой 15 процентов их стоимости следующим категориям граждан:

членам профсоюзов, входящих в состав Федерации профсоюзов Беларуси, приобретающим путевки за счет собственных средств и активно участвующим в работе профсоюзной организации;

детям членов профсоюзов, входящих в состав Федерации профсоюзов Беларуси, в возрасте до 14 лет при выезде на оздоровление вместе с родителями.

7.4.3. Организует совместно с нанимателями (организациями) ежегодное проведение смотра-конкурса на лучшую постановку массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди коллективов физкультуры организаций области и инструкторов по физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе этих коллективов.

7.4.4. Проводит областные смотры-конкурсы среди детских юношеских спортивных школ и специализированных детских юношеских спортивных школ Олимпийского резерва на лучшую постановку учебно-тренировочной и воспитательной работы.

7.4.5. Принимает меры по совершенствованию кадровой политики в профсоюзах, созданию системы социальной защиты выборных и штатных профсоюзных работников.

Информирует Исполком и нанимателей (организации) о структуре и профсоюзном членстве, избрании работников в профсоюзные органы, в том числе вышестоящие.

7.4.6. Осуществляет постоянное информационное обеспечение деятельности профсоюзов.

Обеспечивает методическую, организационную и иную помощь профсоюзным организациям области, входящим в ФПБ. Регулярно доводят до них аналитические, методические, справочные материалы, разъяснения, консультации, рекомендации по важнейшим процессам и событиям, происходящим в сфере трудовых и социальных отношений, в общественной и профсоюзной жизни.

 

ГЛАВА 8

 ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

 

8.1. Стороны обязуются:

 

8.1.1. Согласовывать принятие решений по вопросам, затрагивающим экономические, правовые и социальные интересы населения области.

8.1.2. Принимать решения по вопросам, включенным в Соглашение, после консультаций на уровне областного совета по трудовым и социальным вопросам, который осуществляет контроль за выполнением Сторонами Соглашения и рассматривает его итоги 2 раза в год.

8.1.3. Содействовать созданию первичных профсоюзных организаций в организациях всех форм собственности, а также сохранению профсоюзной организации при смене собственника имущества, реорганизации в процессе приватизации.

Стремиться сохранять (создавать) профсоюзную структуру в реорганизуемых в хозяйственные общества государственных организациях, а также в хозяйственных обществах, находящихся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, чьи акции (доли в уставных фондах) являются объектом приватизации.

8.1.4. Оказывать помощь при заключении коллективных договоров и соглашений на уровне отраслей, районов, городов, организаций области, их структурных подразделений всех форм собственности. Обеспечивать реализацию всех обязательств в организациях с учетом их финансового состояния.

При ведении переговоров по заключению нового соглашения (коллективного договора) с учетом финансовых возможностей стремиться максимально сохранять достигнутый уровень правовой и социальной защищенности работников.

8.1.5. В случае невыполнения отдельных положений Соглашения каждая из Сторон имеет право потребовать внеочередного созыва областного совета по трудовым и социальным вопросам, где определить меру ответственности конкретного исполнителя или принять иные меры в соответствии с действующим законодательством. Срок созыва внеочередного совета – 10 дней.

8.1.6. Разрабатывать в месячный срок с момента подписания и представлять другим Сторонам мероприятия по выполнению Соглашения.

8.1.7. Нести ответственность за реализацию обязательств Соглашения в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством.

8.1.8. В течение срока действия Соглашения, при условии его выполнения, профсоюзы воздерживаются от забастовок, а наниматели (организации) – от массовых увольнений.

 

8.2. Исполком:

 

8.2.1. Предоставляет право профсоюзам в лице их представителей участвовать:

8.2.1.1. Объединению профсоюзов – в заседаниях Исполкома, его коллегий, комиссий;

8.2.1.2. областным и районным организациям отраслевых профсоюзов – в работе коллегий соответствующих комитетов (управлений), других областных органов государственного управления, в заседаниях местных исполнительных и распорядительных органов.

8.2.2. Предоставляет профессиональным союзам, их организационным структурам в безвозмездное пользование помещения, занимаемые по состоянию на 1 октября 2005 г., для проведения собраний членов профессиональных союзов, размещения аппаратов управления, библиотек, клубов по интересам, кружков, самодеятельных художественных коллективов, не занимающихся предпринимательской деятельностью, безвозмездного оказания членам профсоюзов, иным гражданам юридических, культурно-просветительских и образовательных услуг.

8.2.3. Проводит встречи по актуальным социально-экономическим вопросам руководителей исполнительной власти, нанимателей с профсоюзными работниками и активом в области, городах, районах, организациях.

 

8.3. Наниматели:

 

8.3.1. Признают профсоюзные органы управления (комитеты и другие) единственными представителями работников организаций, уполномоченными вести коллективные переговоры, создают благоприятные условия для выполнения ими своих уставных функций. В этих целях предоставляют профессиональным союзам, их организационным структурам в безвозмездное пользование помещения, занимаемые по состоянию на 1 октября 2005 г., для проведения собраний членов профессиональных союзов, размещения аппаратов управления, библиотек, клубов по интересам, кружков, самодеятельных художественных коллективов, не занимающихся предпринимательской деятельностью, безвозмездного оказания членам профсоюзов, иным гражданам юридических, культурно-просветительских и образовательных услуг, а также оборудование, инвентарь, средства связи, транспортные средства.

8.3.2. Ежемесячно в дни выплаты заработной платы перечисляют на расчетные счета первичных профсоюзных организаций и организаций, у которых имеются вышестоящие профсоюзные органы в полном объеме суммы взносов членов профсоюза, удержанные из их заработной платы, согласно личным заявлениям работников, в том числе из заработной платы, выплачиваемой за счет ссуд и кредитов банка.

8.3.3. Предоставляют возможность представителям профсоюзного комитета принимать участие в производственных совещаниях органов управления организаций, в разработке проектов уставов, внесении изменений и дополнений в действующие уставы и иные учредительные документы организаций.

8.3.4. Предоставляют профсоюзам информацию социального характера, о финансово-экономической деятельности организации, учредительные документы за исключением сведений, составляющих государственную, служебную или коммерческую тайну.

8.3.5. Обеспечивают работникам профкомов первичных организаций профсоюзов равные права пользования всеми социальными гарантиями, установленными соглашениями и коллективными договорами.

8.3.6. За содействие эффективной работе организации могут премировать и материально поощрять штатных профсоюзных работников за счет средств организаций, в порядке и на условиях, установленных для соответствующих руководителей и специалистов. Устанавливать доплаты не освобожденным от основной (производственной) работы председателям профкомов из средств организаций за сложность и напряженность работы, участие в решении вопросов охраны труда, правовой помощи работникам, поддержание дисциплины и морального климата в коллективе. Для бюджетных организаций – за счет средств, полученных от приносящей доходы деятельности. Финансовые средства на эти цели перечисляются на расчетные счета первичных профсоюзных организаций с учетом начисления страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

8.3.7. Предоставляют не освобожденным от производственной работы профсоюзным активистам время, с сохранением их среднего заработка, для выполнения общественных обязанностей в интересах коллектива, а также на период краткосрочной профсоюзной учебы и для участия в работе профсоюзных органов (президиумов, конференций, пленумов, съездов) в порядке и на условиях, закрепленных коллективным договором, соглашением.

8.3.8. Сохраняют среднюю заработную плату за членами профсоюза, уполномоченными вести переговоры по заключению, изменению и контролю выполнения коллективных договоров, на весь период переговоров, если по согласованию сторон переговоры ведутся в рабочее время.

8.3.9. Не допускают увольнения по инициативе нанимателя (за исключением случаев, вызванных виновными действиями) работников, избранных в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной (производственной) работы, без письменного предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они избраны.

8.3.10. Не допускают наложения дисциплинарных взысканий, лишения (уменьшения) премий, изменения существенных условий труда, в том числе перевода на контрактную форму найма, досрочного расторжения контракта, а также увольнения по инициативе нанимателя (за исключением случаев, вызванных виновными действиями) работников, избранных руководителями профсоюзных органов и не освобожденных от основной (производственной) работы, без письменного предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа. При заключении (продлении) контракта с ними срок его действия устанавливают не менее срока их полномочий.

8.3.11. Не переводят на контрактную форму найма работников, избранных в состав профсоюзных органов, во время срока их полномочийбез их согласия. Закрепляют работникам, освобожденным от основной работы вследствие избрания их на выборные должности в профсоюзных органах, гарантии предоставления прежней или равноценной работы в организации после окончания полномочий на выборной должности в профсоюзном органе.

В случае избрания в состав профсоюзных органов работников, переведенных на контрактную форму найма и не освобождённых от основной работы, по истечении срока действия контрактов с их согласия заключают или продлевают контракты на время срока их полномочий.

8.3.12. Не допускают привлечения к дисциплинарной ответственности (за исключением случаев, вызванных виновными действиями) общественных инспекторов по охране труда и контролю за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде; работников, уполномоченных профсоюзом на участие в создаваемых в организациях комиссиях, без письменного предварительного согласия профсоюзного органа.

 

8.3.13. Засчитывают в профессиональный стаж работы профсоюзных работников, освобожденных от основной (производственной) работы, период работы в организациях данной отрасли.

8.3.14. Вносят в трудовые книжки работников – членов профсоюза, награжденных почетными грамотами Федерации профсоюзов Беларуси, Республиканских комитетов профсоюзов, областных (городских) объединений профсоюзов, областных (городских) организаций профсоюзов, соответствующие записи в установленном порядке.

 

Объединение профсоюзов:

 

8.4.1. Оказывают профсоюзным комитетам первичных профсоюзных организаций, в том числе созданным в организациях негосударственной формы собственности, необходимую помощь в налаживании работы по защите социально-экономических прав и интересов работников, разработке и заключению коллективных договоров и соглашений, организуют обучение профсоюзного актива и нанимателей.

8.4.2. Организуют работу координационных советов председателей профсоюзных комитетов по заключению и контролю выполнения местных соглашений, коллективных договоров.

8.4.3. Первичные профсоюзные организации перечисляют взносы в организации, у которых имеются вышестоящие профсоюзные органы согласно постановлениям Федерации профсоюзов Беларуси и уставам отраслевых профсоюзов.

                                                  30 декабря 2014 года

Социальное партнерство

Коллективные договоры

Акты законодательства

В помощь профсоюзному активу

Финансы и бух отчетность

Конкурсы

Профсоюзная отчетность

Работа с молодежью

Спортивно-массовая работа

Сборник документов и рекомендаций

Предстоящие события

 

 

25
октября

Заседание президиума Минского областного комитета Профсоюза Белэнерготопгаз

 

 

7
ноября

100 лет Октябрьской революции

 

 

 

13
ноября

"Прямая линия" Минской областной организации Профсоюза Белэнерготопгаз

 

 

 

НАШ АДРЕС:

Республика Беларусь

г.Минск, ул.Аранская, 24

НАШИ КОНТАКТЫ:

Тел/факс: (017) 223-99-20 

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

©При любом использовании материалов активная гиперссылка на energoobkom.by обязательна.

S5 Box